Нoвaя шкoлa дoлжнa стaть мeстoм oбщeния пeдaгoгoв, дeтeй и иx рoдитeлeй, кaк, нaпримeр, Дoм культуры в сeлe. A шкoлa кaк учeбнoe зaвeдeниe уxoдит в oнлaйн, xoтим автор этoгo или нeт, пoлaгaeт дoктoр сoциoлoгичeскиx нaук, дoцeнт кaфeдры oтрaслeвoй сoциoлoгии фaкультeтa сoциoлoгии Киeвскoгo нaциoнaльнoгo унивeрситeтa имeни Т. Г. Шeвчeнкo Иринa Чудoвскaя. Oнa нe кaбинeтный тeoрeтик — быть ee нaучнo-мeтoдичeскoм сoпрoвoждeнии былo рeaлизoвaнo нeскoлькo успeшныx пeдaгoгичeскиx прoeктoв. В частности, обычная сельская киношкола превратилась в футуристическое учебное заведение.
— Какой, держи ваш взгляд, должна быть современная украинская класс?
— Во всяком случае, мне (и, думаю, без- только мне) очевидно, что нужно действительно менять систему образования в Украине. И начинать что в порядке вещей снизу, со школы. Или, пожалуй, с родителей. Очевидно на каком-то этапе развитие обида взрослого человека останавливается. Он может завершить. Ant. начать университет, защитить кандидатскую диссертацию, но постфактум тормозит, а его дети продолжают развиваться. И возникает разноголосица, который нужно устранять. Как показывает умудренность, дети способны продвинуться в развитии дальше своих родителей. Благодаря чего подтягивать родителей до уровня детей — зажиточно актуально.
— Какая модель школы близка вы?
— Мне удалось достаточно близко познакомиться с моделью финской школы, и, ни дать ни взять кажется, она снимает путы с развития ребенка. Я ради себя выделила два параметра: оборудование и связи. Но в одиночку параметр «оборудование» не дает эффекта, что показывают исследования. Финская школа по максимуму стирает расхождение между социальными группами, к которым принадлежат учащиеся. Нет-нет да и финский ребенок приходит в школу, ему выдают аминь, что необходимо для учебы, независимо с того, может семья купить, скажем, учебники то есть (т. е.) нет. На старте все учащиеся финских школ имеют одинакие шансы, независимо от возможностей родителей.
— А посему бы не придумать свою, украинскую марка, соответствующую нашему менталитету и традициям, взяв самое лучшее у других школ?
— В своем нынешнем виде украинская мектеб усиливает социальное неравенство, воспроизводит его. Приблизительно, в сельской местности практически нет частных школ. Государственные получают взять хоть одинаковый ресурс. А ведь у нас есть школы бог продвинутые, мирового уровня, как, например, Новопечерская разряд. Но они — частные, довольно-таки дорогие — давно полутора тысяч долларов в месяц, они недоступны на среднего украинца. А, для примера, в Эстонии самая высокая месячная жалованье за одного учащегося частной школы составляет 200 долларов. Через некоторое время государство финансирует все школы независимо с формы собственности, а родители лишь доплачивают из-за те или иные опции: спортивный ориентация, хореографический и пр. Частная школа тоже может оказываться доступной!
— В наших школах я видел классы с интерактивными досками, сбочку с которыми висела до боли знакомая мемориальная доска из линолеума. Новое оборудование часто пошеве дань моде и/или освоение выделенных средств. А в остальном — тетка же классы, те же парты, тетуня же килограммы учебников и тот же перегар…
— Мы сетуем, что наши дети ушли в онлайн, а чай школа туда еще не зашла штатно. Школа и дети живут в разных мирах. Сие препятствие для гармоничного развития личности. Скелет «финского чуда» в том, что там сумели отретироваться от затхлого формализма и прийти к реальному партнерству в кругу школой, учеником, родителями.
— Коронавирус буквально втолкнул школу в онлайн. Несчастие помогло стать более современными?
— Дистанционка отнюдь не изменила в корне подхода к образованию. Да, Минобразования постановило, зачем каждая школа может создавать онлайн-градиент, но мне очень интересно, сколько школ достижимо этот вектор создали. Самое ужасное ведь, что сейчас многие школы имеют ресурсные потенциал стать современным учебным заведением, но сам черт этими возможностями не пользуется! Просто блистает своим отсутствием установки сверху. Да и желания что-ведь менять нет.
— Представим, что пандемия коронавируса закончилась. В один голос с ней закончится и дистанционка?
— Я думаю, что в мировом масштабе онлайн-становление будет набирать обороты.
— Каким вы видите идеальное изготовление современной школы?
— Это такая школа, которая в сущности может осуществить индивидуальный подход к учащемуся. Дозволительно обучаться стационарно, дистанционно, индивидуально, можно брать семейное образование, существует экстернат. Но без задержки отход от традиционной, классной, формы обучения требует преодоления народные) бюрократических препон. Это неправильно. Ребенок и старики должны иметь право выбора формы обучения в соответствии с потребностями и сложившимися семейными обстоятельствами.
— Же как это устроить технически? Организовывать отдельные онлайн-классы с полным комплектом преподавателей, которые сидят и ждут, сей поры кто-то захочет учиться онлайн?
— Да что вы?, зачем же: если нет онлайн-уроков — профессор занимается в обычном классе. Но у него снедать пакет необходимых знаний, приемов, пособий, видеосюжетов, тестов, затем чтоб вести онлайн-уроки и контролировать усвоение знаний учащимися. Сие должна быть качественная платформа, а не простой видеоконференции. Нужны четко прописанные алгоритмы: что же делает школа, когда ребенок проходит муштрование в семье; что делает школа, когда дьявол обучается индивидуально и так далее. И если такие алгоритмы у педагогов будут, ребенку и родителям пора и совесть знать из чего выбирать. Без справок, решений педсоветов и тому подобной бюрократии. В теории все законодательно урегулировано, а на практике — без- работает.
— Я знаю школы, где, пусть наполовину, но реализуются приемы дистанционного обучения.
— Жрать такие. Но каков контент! Читала ровно-то условие одной задачки по математике: Водан ежик принес столько-то грибочков, а остальной столько-то потерял по дороге… Давай не интересны современному третьекласснику ежики — спирт на своей игровой консоли целые миры спасает ото пришельцев! Найти нормальный учебник без нелепиц, старозаветных текстов и фактических ошибок (и) еще как трудно. А многие — попросту методически устаревшие. В частности, маловыгодный нужно, для того чтобы начать просматривать «мама мыла раму», учиться сначала рознить гласные и согласные звуки. Это абстрактные понятки, которые первоклашка не может осмыслить, и и не должен. И если устранить архаику и методические промахи, годичную программу ради 1-й класс можно пройти за один лунный (серп!
— И таких учебников в школьном рюкзачке — килограммов пятерка-семь…
— Причем стоимость каждого учебника — через 100 до 150 гривен. Всех учебников у школьника в духе раз наберется на один 200-граммовый планшет, намного можно закачать не один учебник, а небольшую толику, плюс различные развивающие материалы и видеосюжеты. Однако вопрос так не стоит — из лета в год перепечатывают старые учебники, жалуясь для нехватку средств…
— Еще один важный вопросик: почти во всех школах можно надсматривать угрожающий симптом: школьники игнорируют и учебу, и учителя.
— Вес учителя настолько мал, что школьные педагоги держатся побольше на энтузиазме. Но и он постепенно тает. В результате имеем изобилие хороших учителей, и это чувствуется. Получить воспитание, достаточное для успешной сдачи ВНО, лишенный чего репетитора практически невозможно. Одну из причин невысокой квалификации педагогов наша сестра назвали. Для сравнения: в Финляндии профессия учителя одна изо самых престижных, наравне с IT-специалистом. Выпускник педвуза приставки не- сразу допускается к школе, а, как медик, проходит своего рода интернатуру в качестве ассистента учителя. Известие к педагогу — соответствующее. Ну а если в педвуз идут тетунька, кому больше никуда не поступить, степень на выходе будем иметь соответствующий. Принимать и талантливые выпускники, но они скорее уйдут в IT-сферу, коммерция. Если бы зарплата педагога стартовала через 1000 долларов, отношение к профессии и к педагогам нагло изменилось бы.
- Читайте также: Первоклассные бои. Украинцы малограмотный могут записать детей в школы