фoтo: pixabay.com
Ну a пoсмoтрeть нa яркиe выступлeниe стoличныx мэтрoв у житeлeй мнoгиx гoрoдoв нeт никaкoй вoзмoжнoсти: тe нe eдут к ним нa гaстрoли. В прoшлoм гoду в 23 рeгиoнax с oбщeй числeннoстью нaсeлeния пoчти 21 млн чeлoвeк нe былo проведено ни одного гастрольного мероприятия федерального театра. К таким печальным выводам пришла Счетная палата РФ.
СПРАВКА «МК»:
Сегодня в России действует 665 государственных театров. 20 из них — федеральные, подведомственные Минкультуры России, 591 — региональный и 54 — принадлежащие различным ведомствам.
Счетная палата РФ проверяла не сами театры, а то, как реализуется Концепция развития театрального дела в России. Для этого эксперты СП даже проводили опрос среди населения (что в общем-то для нее в новинку). И вот что выяснилось.
— 74,1% респондентов посещают театр редко или не очень часто в связи с высокой стоимостью билетов, — говорит источник в Счетной палате РФ. — Кстати, средняя стоимость театрального билета в целом по Российской Федерации (это уже статистические данные, а не сведения из опроса) возросла за последние четыре года на 67,9%. В 2016 году она составила 1408 руб. 78,6% покупают дешевые билеты, по которым, как правило, предлагаются неудобные места. Эти факты свидетельствуют о недостаточной экономической доступности театральных услуг для населения. Во многих регионах театры не предлагают льготные билеты для наименее защищенных слоев.
Проверка выявила интересный факт: Минкультуры России устанавливает театрам госзадание на количество гастролей без определения конкретных регионов. Ну а те по каким-то своим причинам предпочитают не ездить в отдельные субъекты. В итоге получилось так, что в прошлом году в 23 регионах не было проведено ни одного гастрольного мероприятия. Более того, в 12 из них (Саратовская и Курганская области, республики Адыгея, Коми, Калмыкия, Ингушетия, Чувашия, Тыва, Камчатский и Забайкальский края, Чукотский автономный округ) такие гастроли не проводились в течение последних трех лет.
ИЗ ДОСЬЕ «МК»:
Концепция была утверждена постановлением Правительства РФ в 2011 году. Она направлена на развитие театра как вида искусства в части расширения спектра театральных услуг — выбор репертуара, создание новых форм постановок.
Вообще в концепции были прописаны довольно правильные и нужные моменты. Один из них, к примеру, — создание единой база данных театров всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также нетеатральных сценических площадок, используемых театрами. Базы нет до сих пор, вместо нее действуют странных два портала с различным набором сведений о театрах. Сайт «Театральная Россия» как инструмент мониторинга театральной жизни так и не нашел своего применения. «Это свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов, на разработку которых были направлены средства федерального бюджета в общей сумме порядка 12 млн рублей», — указывается в докладе СП.
Много претензий у аудиторов непосредственно к Минкульту. В 2014 и 2015 годах в рамках федеральной программы «Культура России» министерством были заключены 78 контрактов на общую сумму 140 млн руб. на проведение театральных фестивалей, конкурсов, постановки спектаклей.
— Выборочная проверка в системе «Спарк» установила факты заключения контрактов с компаниями, занимающимися, например, пошивом декораций, спортивной и транспортной деятельностью, а не проведением культурных мероприятий, — говорит представитель Счетной палаты Александр Филипенко. — Информация об этом будет направлена в Генпрокуратуру.
Аудиторы решили просить Генпрокуратуру проверить и ГИТИС. Там приключилась не очень красивая история с книгами, которые якобы сгорели в библиотеке во время пожара. Институт списал более тысячи изданий 1938–1950 годов. При этом акт о порче книг не оформлялся, не была создана специальная комиссия по выбытию библиотечного фонда, не определялась принадлежность фолиантов к книжным памятникам. Аудиторы не поленились и сделали анализ рыночной стоимости списанных книг. Так вот он показал, что в Интернете аналогичные экземпляры предлагаются по цене до 15 тысяч за каждый.