фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
Aлeксeй Пeтрeнкo в 2002 гoду
В eгo фильмoгрaфии — бoльшe 80 кaртин, мнoжeствo яркиx рoлeй: лeтчик Стрoгaнoв в дрaмe Гeрмaнa «20 днeй бeз вoйны», Пoдкoлeсин в » Жeнитьбe» Мeльникoвa, aмeрикaнский журнaлист Пoл Дик в фильмe «ТAСС упoлнoмoчeн зaявить», прeдпринимaтeль Кнурoв в «Жeстoкoм рoмaнсe», Aртур Кoнaн Дойль в «Воспоминаниях о Шерлоке Холмсе»… Он играл в Ленинградском театре им. Ленсовета, Московском драмматическом театре на Малой Бронной, в МХАТе и «Школе современной пьесы».
О причинах смерти легендарного актера пока не сообщается. Известно, что накануне он почувствовал себя плохо, потерял сознание, а после этого скончался. Смерть Алексея Васильевича стала настоящим потрясением для его коллег по сцене.
— Ушел феноменальный человек, — вспоминает Петренко советская и российская актриса Наталья Бондарчук. — Когда я увидела его в «Агонии» Элема Климова (двухсерийный фильм 1974 года, где Петренко сыграл Григория Распутина — прим. ред.), я поняла, что способности этого актера выдающиеся. И он входил в мир как странный человек. Странный человек. Во всем его творчестве. Он странно читал стихи, инако, не так как все. Он выглядел не так как все, он чувствовал не так как все. Поэтому, конечно, с его уходом мы потеряли не то что выдающего актера, а уникального актера. Уникального, неповторимого. Мне скорбно понимать, что сейчас не будет новых ролей. Но то, что он уже сыграл — это останется навсегда с нами.
— Когда вы последний раз видели Алексей Васильевича?
— Мы давно с ним не виделись по причине его болезни, но ранее мы всегда встречались на фестивалях. Я не имела чести с ним сниматься, но на кинофестивалях очень часто виделись…. И супругу его я знаю, и его знаю. Очень всегда были теплые задушевные встречи.
— Его коллеги по сцене вспоминают, что у Алексея Васильевича было феноменальное чувство юмора. Может, вспомните какой-нибудь случай?
— Да. Сейчас вспоминаю и самой смешно. На детском фестивале в «Артеке» мы, актеры, должны были сами придумать себе интересные костюмы. Это такая задача смешная — из подсобного материала. Костюмов не было как таковых. Я набрала всяких веточек и была в роли разбойницы. А Петренко пришел нормальный, и мы так удивились: «Надо же, он не побеспокоился о костюме». Он в шортиках был. И тут он разворачивается и, извините, пониже спины кругленькие штучки вырезаны аккуратно. И он получил первый приз! Тогда они очень веселились с Василием Семеновичем Лановым, по-моему, он изображал коня в бессловесной пантомиме… Он с юмором откликался на любое предложение быть кем-то или чем-то. Он всегда — душа компании. И всегда будет странным и сделает то, что до него не делали другие.
Вспомнил актера и его друг, артист Николай Бурляев.
— Последний раз мы встретились в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя на торжественном вручении ему министром МЧС России знака за заслуги в развитии культуры. Уже тогда было видно, что Алексей Васильевич живет на пределе сил. То, что ушел этот актер… Я редко так сопереживаю уходу. Но утрата такого артиста, поистине великого, она не восполнима. Второго Петренко у нас уже не будет. Мы подружились после его звонка в 1992 году, когда только-только я организовал первый кинофестиваль «Золотой Витязь.
Мы тогда не были близко знакомы, но он сердцем принял идею и искренне говорил о том, что всегда будет рядом с этим кинофорумом. Я помню, как он приехал в Приднестровье в 1993 году на форум. Я был за кулисами, когда он и украинский кобзарь Жданкин вышли на сцену и запели песню «Тамо далеко» на сербском языке. Это самая великая сербская песня, как «Прощание Славянки» для русских. И я вдруг услышал грохот. Мне говорили, что зал может быть заминирован, его до открытия проверяли с собаками. Я выглянул из-за кулис и увидел, что под эту песню поднялся весь зал. Там были и ярые противники — президент Приднестровья и генерал Лебедь. И было интересно видеть, как и Лебедь поднялся, и президент, и у них у обоих на глазах были слезы…
Анна Гроголь, директор театра «Школа современной пьесы», где Петренко последний раз вышел на сцену.
— Он играл два или полтора месяца назад в спектакле «Дом» вместе с Еленой Санаевой — роли бабушки и дедушки. Алексей Васильевич играл и в нашем премьерном спектакле «Пока наливается пиво», Елена Всеволодовна стала его последней партнершей. Он в последнее время сильно болел. Но приезжал в театр, и сцена его излечивала. Алексей Васильевич выходил на сцену и был здоровым. Там он не чувствовал боли. Мы обязательно проведем вечер его памяти в театре.