фoтo: Вaлeрия Мaркoвa
Aлeксeй Нaвaльный в здaнии Лeнинскoгo рaйoннoгo судa Кирoвa.
Oкoлo здaния Лeнинскoгo рaйoннoгo судa Кирoвa дeжурили oпeрaтoры с кaмeрaми. Пристaвы нa вxoдe изучaли сoдeржaниe сумoк журнaлистoв, нo никaкиx другиx усилитeльныx мeр, кoтoрыe oбычнo гoвoрят oб oсoбoм стaтусe рaссмaтривaeмыx дeл, прeдпринятo нe былo. В зaлe зaсeдaний oбoшлoсь бeз тoлкучки, всeм присутствующим, иx былo oкoлo трех десятков человек, даже хватило мест на скамейках — это редкость для громких процессов.
В эту спокойную обстановку гармонично вписывался Алексей Навальный, вошедший в здание суда с невозмутимым видом, как будто и не было судебных приставов. За день до заседания они приехали в офис Фонда борьбы с коррупцией, чтобы доставить оппозиционера в Киров. Сотрудники ФССП сопроводили политика до аэропорта, двое из них летели с ним в самолете.
— Как вы оцениваете перспективы повторного дела «Кировлеса»?
— Перспективы радужные, так же как и у первого дела, — политик принялся с иронией отвечать на вопросы журналистов. — Раз первое дело мы в Европейском суде выиграли, то и второе выиграем.
Напомним, что в 2013 году суд приговорил Навального и Офицерова к 5 и 4 годам лишения свободы, изменив потом меру пресечения на условный срок. Следствие утверждало, что в 2009 году Навальный, тогда советник губернатора Кировской области, вместе с Офицеровым, который возглавлял Вятскую лесную компанию (ВЛК), навязал «Кировлесу» договор с ВЛК. ВЛК закупила у «Кировлеса» лесных материалов на 16 миллионов рублей по заниженным ценам, и перепродала их по рыночной цене, и этим нанесла ущерб «Кировлесу». В феврале прошлого года Европейский суд по правам человека постановил, что Навального и Офицерова осудили за деятельность, неотличимую от обычной предпринимательской, было нарушено право подсудимых на справедливое разбирательство. После Верховный суд направил дело на пересмотр. Однако подсудимые отметили, что обвинительное заключение, которое представители прокуратуры огласили на одном из первых заседаний, «один в один повторяет документ трехлетней давности».
Петр Офицеров пришел в суд и вовсе без сопровождения. Накануне судебные приставы пришли за бизнесменом в офис к его адвокату Светлане Давыдовой, но Офицерова там не обнаружили.
Ускоренный режим рассмотрения дела возмутил подсудимых и их защитников. На заседании 19 января судья неожиданно изменил ранее согласованный с адвокатами график заседаний, назначив их на каждый будний день вплоть до 10 февраля. Из-за несогласованности действий адвокаты ходатайствовали об отводе судьи (в документе также приводился разговор сотрудников суда, которые обсуждали поездку председателя Ленинского районного суда в Верховный суд, где ему сказали, что Навальный и Офицеров должны получить реальные сроки, его в коридоре услышала Светлана Давыдова). Подсудимые и защитники не пришли на заседания в минувшие пятницу и понедельник. Судья ходатайство об отводе не удовлетворил, но вынес то самое постановление о принудительном приводе.
Как пояснила «МК» Светлана Давыдова, она не могла участвовать в заседаниях по состоянию здоровья, соответствующие справки она предоставила суду. А Офицеров был госпитализирован с подозрением на острый панкреатит, но за день до процесса его выписали из больницы, как выразилась Давыдова, «по приказу вышестоящего руководства».
Навальный назвал происходящее вокруг суда «воспрепятствованием осуществлению правосудия». Меры, при которых 5 человек сопровождают его на процесс, когда у него есть билет на самолет, и при которых «начальники добровольно-принудительно выгоняют из больницы подсудимого, который даже не находится ни под какой мерой пресечения», политик счел излишними.
Суд перешел к доказательствам защиты. Только о процессуальных нарушениях адвокаты говорили в сумме больше полутора часов.
Ольга Михайлова отметила, что аудиозаписи разговоров подсудимых — недопустимое доказательство. Прослушка велась в рамках уголовного дела в отношении руководителя целевых программ кировского правительства Романа Шипова. Суд, который вынес распоряжение о прослушке, даже не доказывал, что Навальный и Офицеров могут быть в курсе деятельности Шипова. Офицеров признался, что даже не знает, кто такой Шипов.
Светлана Давыдова просила исключить из материалов дела экспертизу, в которой говорится, что у Навального и Офицерова есть совместный план по ВЛК и «Кировлесу»: в ней не указано, в каком именно разговоре обвиняемые якобы обсуждали закупку материалов по заниженным ценам. Офицеров добавил, что все разговоры из экспертизы происходили уже после расторжения договора между «Кировлесом» и ВЛК.
Вопросы у защиты вызывало и содержание документа об аудиторской проверке «Кировлеса». В нем говорится о негативных последствиях договора между ВЛК и госпредприятием, так как продукция продавалась ВЛК по цене ниже рыночной. Навальный в 2009 году назвал документ «беспомощной фальсификацией». В суде он пояснил, что даже компания, которая входит в топ-4 аудиторов, попросила на проверку «Кировлеса» 2 месяца. «Каким образом два человека за шесть дней могли провести исследование деятельности крупнейшего предприятия области?» — возмущался он. Претензии вызывало и то, что проверке подвергалась только ВЛК, а остальные контрагенты остались без внимания.
Оставшиеся аргументы защиты и контраргументы обвинения будут озвучены в ходе прения сторон, после которых суд примет решение по делу. По оценке Навального, до завершения процесса осталось еще одно-два заседания. Оппозиционер выразил уверенность в том, что приговор снова будет обвинительным. Спешка при рассмотрении дела, по мнению политика, обусловлена намерением лишить его возможности участвовать в президентских выборах.
А тем временем по итогам заседания судья Алексей Втюрин принял решение поместить подсудимых под подписку о невыезде из Кирова до 10 февраля. Причиной, исходя из постановления, послужило то, что Навальный и Офицеров не явились на два последних заседания. При этом адвокат Офицерова настаивала на том, чтобы суд рассмотрел справку из скорой, доказывающую, что Офицеров не мог явиться в суд по уважительной причине. Исходя из постановления, Навальный и Офицеров должны пребывать в гостинице по адресу Октябрьский проспект д.145 к.1 в городе Киров.
После оглашения приговора Навальный задался вопросом: «Кто будет оплачивать пребывание в гостинице?». «Вы в судебном заседании заявили, что у вас есть средства оплатить гостиницу», — ответил ему судья. «До пятницы, — парировал Навальный. – А если посчитать до 10 февраля по 4 тысячи рублей в день, то круглая сумма набегает». «Давайте решать проблемы по мере их поступления», — ответил судья и предложил вернуться к этому вопросу в пятницу. «Может, вам отель комиссионные платит?», — пошутил Навальный. И Навальный и Офицеров подписку подписывать отказались. Следующее заседание суда состоится в четверг в 9 утра.
«Это странное действо связно только с избирательной кампанией. А потом будет подписка о невыезде пока он не вынесет приговор, потом пока не будет рассмотрена апелляция. Где я должен все это время жить, в гостинице? Это просто смешно», — сказал Навальный журналистам и добавил, что считает решение судьи незаконным. Он особо отметил, что подписку он не подписал и планирует в субботу быть на открытии своего избирательного штаба в Санкт-Петербурге.
Киров.