Умному городу — умное образование

фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв

Мoсквa oбoшлa Лoндoн, Нью-Йoрк и дaжe Гoнкoнг

Ужe в прoшлoм гoду мoскoвскиe учитeля и шкoльники дoкaзaли, чтo в сфeрe oбрaзoвaния Мoсквa являeтся oдним из признaнныx лидeрoв срeди нaибoлee успeшныx и, чтo oсoбeннo приятнo, «умныx» гoрoдoв мирa. Кaк пoкaзaлo пoслeднee тeстирoвaниe пo мeждунaрoднoй мeтoдикe PISA, пo урoвню читaтeльскoй и мaтeмaтичeскoй грaмoтнoсти мoскoвскиe шкoльники вxoдят в шeстeрку лучшиx в мирe. Нeдaвнee жe исслeдoвaниe мeждунaрoднoй кoнсaлтингoвoй кoмпaнии KPMG зa 2016 гoд пoдтвeрдилo, чтo в сфeрe инфoрмaтизaции мoскoвскиe шкoлы нaxoдятся нa oднoм урoвнe с нaибoлee прoдвинутыми, «умными» мeгaпoлисaми плaнeты — Лoндoнoм, Нью-Йoркoм и Гoнкoнгoм. A в нeкoтoрыx aспeктax — кaк, скaжeм, в области использования смарт-технологий в образовании — и превосходит их.

Так, доля внедренных «умных» решений в инфраструктуре и управлении школ составляет у нас 90%, в то время как аналогичный уровень в Лондоне не превышает 80%, в Гонконге — 70%, а в Нью-Йорке — 60%.

В частности, отмечается в исследовании, в настоящее время в школах Москвы внедрено большинство ключевых элементов «умного» города, характерных для наиболее развитых городов мира: электронный журнал, система электронного доступа в школу, ноутбуки, интерактивные доски. Активно внедряются цифровые (виртуальные) лаборатории, мультимедиа-студии, робототехника. Развиваются открытые образовательные интернет-ресурсы.

Что ж, выход столичного образования на передовые мировые позиции, безусловно, крайне важен. Однако еще важнее, что городские власти не сомневаются: удержаться в лидерах в сфере образования можно только одним способом — постоянно двигаться вперед. Поэтому в конце прошлого года, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин, «мы начали реализацию нового проекта «Московская электронная школа», в рамках которого школы получат не просто новые ноутбуки и планшеты, а полноценную информационную среду для более качественного обучения. Пилотный проект переоснащения шести школ, включая школу №627, практически завершен. В 2017–2018 годах новую компьютерную технику, электронные учебники и многое другое получат все школы Москвы».

А в ходе Международной конференции по результатам исследований качества образования мэр также добавил, что Москва является одним из крупнейших в мире образовательных центров в мире:

«В Москве воспитанников, учащихся и студентов — около 2 млн человек, больше 200 тыс. человек работают в этой отрасли. По этим параметрам Москва является одним из крупнейших в мире образовательных центров. И это важнейшая отрасль городского хозяйства и важнейший приоритет деятельности правительства».

А за последние пять лет в Москве вдвое улучшились все основные базовые показатели школьного образования:

«Это и качество сдачи Единого государственного экзамена, несмотря на то, что и сложность этих заданий, и контроль за сдачей экзаменов значительно усилились, — отметил Собянин. — Это и количество московских школьников, которые являются победителями и призерами Всероссийских олимпиад. Их количество удвоилось. Удвоилось и количество школ, которые находятся в ТОП-25 и в ТОП-500 федеральных школ, общероссийских школ. Все эти показатели говорят о том, что мы двигаемся в нужном направлении».

В конференции приняли участие представители более 30 стран и всех регионов России, занимающихся вопросами организации, проведения и анализа результатов исследований качества образования, в том числе — международных исследований PISA и TIMSS.

Напомним, общепризнанная международная программа оценки образовательных достижений учащихся PISA в конце 2016 года опубликовала данные, согласно которым школы российской столицы занимают лидирующие позиции. В частности, по уровню читательской и математической грамотности система образования Москвы входит в шесть лучших образовательных систем мира.

По оценкам специалистов, лучшие 100 школ Москвы, в которых обучается 23% общего числа школьников, обеспечивают качество образования выше лучших мировых стандартов, занимая первое место в мире. При этом лучшие 300 школ Москвы, в которых обучается 63% школьников, занимают первое-второе место по уровню читательской и математической грамотности. А небольшая разница в баллах между всеми школами Москвы и ТОП-100 показывает высокую плотность результатов и свидетельствует о доступности качественного образования на уровне самых высоких международных результатов для всех школьников города, независимо от места жительства, уровня доходов семьи и других факторов.

Фото: АГН «Москва»

Школа-пилот №627: ее пример — другим наука

Школа №627 — старая, известная, с 80-летней историей. Основанная в Замоскворечье еще до войны, в 1936 году, сейчас она носит имя участника Великой Отечественной войны, командующего 4-й гвардейской Краснознаменной танковой армии, дважды Героя Советского Союза, генерала армии Дмитрия Лелюшенко и представляет собой крупный образовательный комплекс, объединяющий 6 школьных зданий и 8 зданий для дошкольников.

Всего в школе учатся 3612 детей, включая 1133 дошколят и 2479 школьников. И подавляющее большинство — 81,4% от общего числа детей — охвачены системой дополнительного образования: ходят в кружки и секции. К примеру, для занятий спортом имеется 6 спортивных залов, школьные стадионы, баскетбольные, волейбольные и футбольные площадки, комплексы тренажеров. А в главном здании школы работает музей 4-й гвардейской Краснознаменной танковой армии — один из лучших школьных музеев Москвы.

Реализуются в школе и интереснейшие образовательные проекты. Например, Курчатовский проект непрерывного конвергентного (междисцип­линарного) естественнонаучного образования (в нем участвуют 1630 учащихся, для которых закуплено 4,3 тыс. единиц оборудования, включая современный телескоп, мобильные цифровые лаборатории по физиологии, метеостанции и др.).

Или взять специализированные классы. В инженерные здесь ходят 220 учеников (партнеры — МГТУ «СТАНКИН», кванториум «Мосгормаш»; закуплено 280 единиц оборудования, включая комплекты 3D-сканирования и моделирования, атомно-силовой микроскоп, комплекты для исследования токов, магнитных полей, радиационного фона и т.д.). А в медицинские — 261 (партнеры — МГМУ им. Сеченова, 3-я стоматологическая клиника; закуплена 61 единица оборудования, включая мобильные цифровые лаборатории, наборы для проведения ДНК-исследований, роботы-тренажеры с режимом имитации состояния клинической смерти и др.).

Перечень впечатляет. Так стоит ли удивляться, что по итогам 2015/2016 учебного года школа заняла 45-е место в рейтинге лучших школ Москвы и вошла в ТОП-500 школ России, а каждый десятый из 170 выпускников-2016 получил от правительства Москвы золотую медаль «За особые успехи в обучении».

Неудивительно также, что именно эта школа стала одним из шести образовательных комплексов Москвы, в которых в настоящее время реализуется проект «Московская электронная школа». Проектом охвачено 1650 детей, а в его рамках было закуплено 475 единиц оборудования, в том числе 55 интерактивные панели, 114 ноутбуков, 28 планшетов, 5 серверов, 187 точек доступа Wi-Fi.

Впрочем, это — только начало. По итогам конкурса «Школа новых технологий» школа №627 получит 61 единицу робототехнического оборудования, не входящего в стандартный перечень учебного оборудования. И будет учить детей еще лучше.

Что такое «Московская электронная школа»?

Так что же такое «Московская электронная школа»? Ответ прост: это новый проект информатизации системы среднего образования столицы, который городское руководство решило реализовать в 2016–2018 годах.

Главной целью проекта является максимально эффективное использование современной IT-инфраструктуры для улучшения качества школьного образования. Поэтому прежде всего будет сформирована единая электронная образовательная среда, включающая интерактивное оборудование, подключение к сети Интернет, локальные сети и Wi-Fi, персональные устройства учителей и учащихся (ноутбуки и планшеты). Одновременно будет обновлена физически и морально устаревшая ИТ-инфраструктура, используемая в системе образования с далекого уже 2010 года, а также внедрены инновационные технологии обучения и современные формы управления учебным процессом.

В итоге выиграют все. Учитель получит принципиально новые инструменты во главе с улучшенным общегородским электронным журналом и дневником с новыми, невиданными прежде возможностями. Например, сможет изменить (выбирать) шкалу оценки деятельности учеников. Или прикреплять задание в дневник прямой ссылкой на источник в платформе. Или в электронном режиме писать собственные учебники и методические пособия, составлять шаблоны для уроков (сценарии) — к слову сказать, в школе №627 активно тестируют все эти новые возможности.

Ученики смогут получать от учителя индивидуальные учебные планы и задания или пользоваться учебниками в электронном виде — и наконец-то перестанут таскать тяжеленные портфели-спиноломы. Кроме того, у них появится возможность подключить гаджеты к электронной доске и планшету учителя на уроке или распечатать необходимые материалы. Родителям же при переходе на новую систему станет легче легкого уведомить учителя об отсутствии ребенка на занятиях, а также отслеживать режим пребывания ребенка в школе — на уроке, прогулке, в столовой, в кружке. Фактически с внедрением нового электронного журнала навсегда уйдут в прошлое бумажные записки от родителей и учителей.

А как расширятся возможности школьных библиотек! Школам открывается широкий доступ в общегородскую библиотеку электронных образовательных материалов — облачную интернет-платформу, содержащую образовательные материалы: пособия, учебники, задачники, хрестоматии, медиаресурсы (образовательные ролики, видеообъяснения учителей, предметные лаборатории и др.), а также в библиотеку электронных сценариев уроков, что позволит учителям использовать эффективные модели проведения уроков по той или иной теме, а также создавать и размещать собственные сценарии. Прямой выход открывается и на систему тестирования, позволяющую учащимся самостоятельно проверить свои знания, подготовиться к контрольной работе и экзамену.

Помимо школы №627, начиная с сентября прошлого года в проекте «Московская электронная школа» участвуют пока еще пять образовательных комплексов Москвы: это школы №№1995, 1194, 2095, 1298, а также лицей №1571. Всего 718 учителей средней и старшей школы и более 7 тыс. учеников.

В общей сложности в эти школы уже поставлено 322 интерак­тивные панели, 718 ноутбуков и планшетов, 808 точек доступа беспроводной сети Wi-Fi. И все это не пропало зря: с начала реализации проекта его участниками разработано и внесено в платформу 8966 интерактивных сценариев уроков по всем обязательным предметам с 5-х по 11-е классы. (Непосредственно учителями было создано 3255 электронных сценариев уроков, использованы электронные сценарии при проведении 16 254 уроков.) Кроме того, лишь за одно школьное полугодие было опубликовано 32 электронных учебных пособия по химии, физике, биологии и истории для 5–11-х классов, а также дополнительно размещено три авторских электронных учебных пособия, подготовленных учителями московских школ (по биологии для 5-го класса, ОБЖ для 8-го класса и информатике для 9-го класса), плюс электронная хрестоматия в шести томах и электронное пособие по интернетоведению. Это ли не всплеск учительского творчества!

Задача по открытию новых школ решается на опережение уже сегодня, подчеркивают в столичном Департаменте образования: «Москва растет, растут и потребности города в новых школах. По прогнозу экспертов, в этом году количество детей школьного возраста в Москве увеличится почти на 18,5% по сравнению с 2011 годом, при средней норме в 3,5%. Поэтому задача по открытию новых школ решается на опережение уже сегодня — Москва каждый год строит примерно по 10 школ. Учатся московские школьники и дополнительно. Дети развивают свои таланты в самых разных кружках и секциях. Большой популярностью стали пользоваться инженерные, физические, математические и другие научные программы. Сегодня техническими кружками и кружками естественнонаучной направленности охвачены более 330 тысяч ребят — 40% «уникальных» детей, занимающихся по дополнительным образовательным программам».

«Московская электронная школа» существенно расширит эти возможности!

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.