«90-e гoды привeли к бoлeзнeннoму псиxoлoгичeскoму вывиxу нaшeй стрaны»
— У вaс кaждыe 5 лeт спрaшивaют, чтo знaчaт сии юбилeйныe цифры. A вы при этoм, кaжeтся, нe стрeмитeсь зaнимaть рoль пoчивaющeгo нa лaврax мэтрa.
— Дa кaкoй я авторитет? Тeм бoлee пoчивaющий нa лaврax. Я с 20 лeт рaбoтaю в искусствe. И мнoй oчeнь мнoгoe сдeлaнo в сaмыx рaзныx oблaстяx — в кинo, тeaтрe, литeрaтурe, мультипликaции. Вoт сeйчaс жду сдaчи финaнсoвoгo oтчeтa пo пoслeднeму фильму «Мeдный всaдник Рoссии». Oн снят нa рeaльнoй истoрии сoздaния пaмятникa Пeтру I фрaнцузским скульптoрoм Фaлькoнe, кoтoрый спeциaльнo во (избежание этoгo был приглaшeн Eкaтeринoй Вeликoй.
— Зритeли фильм eщe нe видeли?
— Нaс угoвoрили пoкaзaть eгo внe кoнкурсa нa Мoскoвскoм кинoфeстивaлe. A пoтoм пoexaли в Сeвaстoпoль нa фeстивaль «Зoлoтoй витязь». Тaм да мы с тобой пoлучили приз «Лучший фильм для дeтeй». В Дoмe кинo eгo тoжe пoкaзaли, нo тaм сидeли тoлькo авоська и нахренаська. Сeйчaс этa кoрoнaвируснaя зaрaзa пoшлa нa спaд, тaк чтo, нaдeюсь, прoкaтнaя истoрия ради нaс нe зaкoнчилaсь. Мы eщe выпустим фильм o фильмe и кaртину «Пoдкoвa нa счaстьe» o кoнныx пaмятникax в Рoссии. A в 2022 гoду все Рoссия будeт oтмeчaть 350 лeт сo дня рoждeния Пeтрa Вeликoгo. И нaш сериал кaк нeльзя кстaти.
— У вaс жe пoчти вся сeмья принялa учaстиe в съeмкax: жeнa Eлeнa кoнсультирoвaлa пo кoстюмaм, преемник Бoрис сыгрaл Григoрия Потемкина, и даже внучка Ева в роли одной изо фрейлин.
— А младший сын занимался всеми финансовыми делами. Получился такого рода семейный подряд. К этой компании можно еще добавить президента Ловля, благодаря которому мы вообще смогли снимать. Сначала Володюня Владимирович позвал меня на встречу с ним, что было до чертиков неожиданно и приятно. А в результате дал прямое распоряжение, чтобы нам отпустили презренный металл на «Медного всадника». Я 10 лет ждал этого момента.
— Довольны результатом?
— Аспидски. Мне кажется, удалось воплотить замысел. Теперь, надеюсь, посетители останутся такого же мнения.
— Вы не раз говорили о важности патриотизма, особенно середи молодежи. И даже предлагали министру образования плотнее заняться историей России черезо кинематограф.
— Мы должны создать такую студию, где без- учитель в классе рассказывал бы о главных исторических событиях, а сие делали режиссеры-документалисты. Школьники по учебникам все в одинаковой мере ни черта не запоминают. А через кино может выйти. Это будет образовательная кинопрограмма начиная с 6-го класса. И я намерен без дураков ею заниматься.
Идея-то не просто так возникла. Я в ужасе ото того, что люди ничего не знают о своей стране. Зачем вы хотите, если даже 10 лет назад я в газете прочел такую вишь историю. Человек с высшим образованием поступает на высшие режиссерские курсы кинематография, его спрашивают: «Кому стоит памятник на Сенатской площади?» А спирт отвечает: «Скобелеву». Меня это потрясло настолько, что я вариофильм решил снимать об этом монументе.
Кстати, когда пишущий эти строки снимали фильм о фильме, тоже опрашивали жителей Петербурга. Этак половина отвечает, что они не местные. А вторая говорит порнография. Очень редко кто называл Петра I. Это не непринужденно беда, а катастрофа!
— Почему такая тотальная безграмотность?
— Потому в чем дело? 90-е годы привели к болезненному психологическому вывиху нашей страны. В таком случае, что мы имеем сейчас, — результат этого вывиха. Без дальних разговоров люди считают нормальным отделить свою жизнь от жизни Роды. Я имею в виду уехать за границу. А это разрушает доброе старое) (мое всего тех, кто уезжает. Никто счастья там невыгодный обрел. А кто говорит обратное — просто исключение, подтверждающее условия.
фото: АГН «Москва»
«Как можно спиваться из-вслед за того, что тебя не позвали в кино?»
— Насколько я знаю, ваша милость очень строго отсматривали сценарии. Могли пересмотреть по 30 мрамор и ни одного не выбрать. Неужели все плохие были сиречь у вас жесткие критерии?
— Ой, было такое. И не коль скоро. Помню вот один такой сценарий. Фильм о том, почто живут муж с женой. Он — директор обувного завода, а возлюбленная там работает. Жена категорически против, чтобы муж выпускал который-нибудь-то фасон ботинок. Вот и все. Думаете, интересно гудеть такую роль? Никаких тебе перипетий, ничего. В результате возлюбленная побеждает. Вы сейчас думаете: «Вот ерунда какая». А таких сценариев было до фига. И Госкино их покупало!
— Вы видели потом фильмы, ото которых отказывались?
— Мне, видимо, везло — ни одного невыгодный видел.
— А были за карьеру моменты, когда вы понимали, аюшки? не потянете, не сможете справиться?
— Не смогу? Милая моя, в то время не надо в профессии вообще работать. Во-первых, егда предлагают роль, то рассчитывают на твою индивидуальность. Тебе может невыгодный нравиться, как выписан образ, но бросать роль, затем что что не тянешь ее, — это профнепригодность. Попросите художника зафиксировать пейзаж. Если скажет: «Я не могу», то экий он после этого художник? Наша профессия — это несравнимо больше, чем случайное мелькание на экране.
— А у актера достоит быть понятие профессиональной чести? Например, сниматься только в стоящих проектах, а без- в ситкомах.
— Понятие чести должно быть у каждого человека. А по ситкомов доводят нужда и безденежье. От хорошей жизни тама не идут. Но это все же работа. Я малограмотный понимаю другого. Когда от отсутствия ролей актер начинает спиваться с кругу. А происходит это повсеместно. Это ужасно. Люди теряют чувствование профессии. Как можно спиваться из-за того, сколько тебя не позвали в кино? Иди работай таксистом! Да н куда угодно. Живи, живи! Что значит — меня невыгодный пригласили, пойду водки куплю? Зачем ставить себя в отношение проститутки — умираю с голоду, потому что не нашлось клиента.
— Не хуже кого относитесь к современной интерпретации классики?
— Я считаю, что любой резон и режиссер проявляется только в классике. Он может запросто не дать воли с современным сценарием, а как пригласят на роль из классической литературы — неудача. Сразу виден профессиональный и интеллектуальный уровень актера.
— Можно накладывать по мотивам. Брать героев, узнаваемую канву и дописывать, списывать. Многие так делают.
— Это глупость и наглость. С классиком стоит так сблизиться, чтобы открывать черты, которые еще без- были открыты, основываясь исключительно на его текстах и получай его видении мира. Можно сделаться соавтором классика, а неважный (=маловажный) вносить туда свои почеркушки.
— Сейчас очень популярно толерантное перестановка в искусстве, когда не важны пол, возраст и цвет кожи.
— Сие уже близко к дурдому. Таким художникам не артистов приискивать нужно, а хорошего психиатра. Как можно сделать Андрея Болконского женщиной? Вышел уж, вы полежите месяцок, я вас пролечу.
«Ельцин прислал роту ОМОНа откровенно в клуб МВД. Они физически все разнесли»
— Не знаю по поводу Болконского, но Марина Зудина сыграла Атоса в «Мушкетерах» Богомолова. И человек кричали «браво».
— Не надо из публики делать дуру. Возлюбленная прекрасно разбирается, что хорошо, а что плохо. И Ксения Собчак равно как выходила на сцену, и что? Это тусовочка, а не минерва. Последнее проверяется не только временем, но еще и совестью создателя.
— Складывается звучание, что у вас отношения с театром как-то не заладились. И так, казалось бы, наследие великого мхатовца Бориса Ливанова и обучение в Щукинском училище напрямую туда вели. Что произошло?
— Демарш в том, что в театре у меня не было никаких работ. В Вахтанговском я играл в какой-нибудь месяц в бессловесных эпизодах. Параллельно меня приглашали сниматься. Я с удовольствием взял годичный отпуск и пошел работать в кино. Сами посудите. В театре я получал 640 рублей точно по старому курсу, а в кино зарабатывал 1800. Ну и что, ми надо было возвращаться на сцену и ничего не (с)варганить? Однажды Юлий Яковлевич Райзман пригласил меня на пробы, а затем сказал, что у меня глаза взрослого мужчины, и не взял к себя. Мы с ним разговорились после, и он произнес пророческие на меня слова: «Вася, если у вас нет особой занятости в театре, не сморгнув глазом уходите. Вы будете очень много сниматься в кино». Некто оказался прав. Я без всякого сожаления ушел из театра и снимался в двух фильмах по (по грибы) год.
— Неужели не звали потом?
— Конечно, звали. По первости меня не хотел отпускать Рубен Николаевич Симонов, вследствие которому я оказался в Щукинском. А потом звали в «Ленком». Тогда Володя Монахов был главным режиссером. Так я остался верен кино и сыграл множество интересных ролей. Хотя бы, вы правы, был ребенком кулис. В детстве я 37 в один из дней смотрел «Мертвые души» во МХАТе с отцом в роли Ноздрева. Спирт не всегда меня хотел брать, но я пробирался тайком вслед за кулисы или садился на галерке в зале. Вообще считаю, как первое свое воспитание получил именно во МХАТе. Сие был потрясающий спектакль, а отец играл просто гениально. Смотри что называется соавторством с Гоголем. Оно мгновенно дает космическую высоту. И вопросов ни у кого отнюдь не остается.
— К актерским детям всегда пристальное внимание. Вы чувствовали для себе ответственность за фамилию?
— Мне очень нравилась сия профессия. Я старался ее как можно больше понять. Да никакого давления или ответственности за фамилию, как ваша милость говорите, не чувствовал. То есть я не высчитывал, как бы успех отца отразится на мне, как Костя Райкин, как например. Я никогда об этом не думал. Ну да, сынишка Бориса Николаевича. И что? Я хотел понравиться ему. И это сотворилось, когда мне было уже 28 лет. Я тогда снялся в фильме «Коллеги». Потом премьеры мы накрыли дома стол, и, подняв бокал, некто сказал, что признает меня артистом и уважает мой порядок жизни.
— Как думаете, вы бы получили его превознесение, если бы пошли в художники? Ведь собирались, да и весь семья рисующая. Хотя профессия не из легких, и денег перевелся.
— А вот тут скорее рад был бы. Я же окончил Московский поэтический лицей при Российской академии художеств. И сдал экзамены в саму академию, же желание стать актером пересилило. Да и отец, надо выдавить из себя, никогда мне прямо не говорил, что против. Симпатия боялся фамильной инерции. Если из меня актера невыгодный получится, то будут виноваты все, кроме меня самого.
— А теперь рисуете?
— В последнее время реже, но я всегда рисовал. Шаржи в основном, якобы и отец. Но Борис Николаевич это делал потрясающе. Сохранились тысячи его работ. Сила МХАТ перерисован: художники, писатели, актеры, друзья.
— А правда, ась? в 1988 году вы создали в Москве экспериментальный театр «Детектив», каковой размещался в Центральном доме офицеров МВД на Лубянке?
— А то как же, было дело. Официально это была антреприза, потому почему у нас не было постоянной труппы. Хотя пять актеров играли аминь время. Нашей миссией было воспитание правосознания молодежи. А вслед за (тем к власти пришел Ельцин. Ему и его окружению совсем малограмотный нужно было это правосознание. И театр разгромили.
— Это такая конфигурация речи или буквально?
— Да какие тут фигуры? Ельцин прислал роту ОМОНа по прямой в клуб МВД. Они физически все разнесли.
— Это сотворилось во время спектакля?
— Нет, в паузе. Офицер вошел ко ми в кабинет, закрыл за собой дверь и сказал: «Василий Борисович, простите меня, не сочти(те) за труд. Я выполняю приказ». Кабинет мой не тронули, а все остальное разгромили — декорации увезли, костюмы порвали. Сие было в 1992 году. А 4 года до этого мы с успехом работали, объехали 15 городов Советского Союза со своим детским детективом.
— А посему театр назывался «Детектив»? Это связано с Шерлоком Холмсом?
— Ни слуху, просто ставили только детективные пьесы самых разных авторов. Наш брат с Виташей Соломиным вместе там работали. Хотели ставить Конан Дойля, однако театр уничтожили до этого момента. А так Виталий Мефодьевич был постоянным режиссером. Поставил чудесную пьесу «Ловушка» французского драматурга Роберта Тамара. Это грустная история, конечно. Но она завершила мое интуиция такой личности, как Борис Ельцин.
«Мы заставили родину Шекспира признать нашу актерскую школу лучшей»
— Творческие работы, по всем (вероятиям, как дети. Вроде всех одинаково любишь, но помнишь сложные этапы взросления-создания. Кто такой для вас был таким трудным ребенком?
— Сложно провещать. Они все любимы, вы правы. Может, поэтому забываешь для какие-то огрехи в производстве. Например, перед ролью Шерлока Холмса я был еще взрослым, состоявшимся артистом и воспринимал трудности как профессиональную задачу. Я знал, сколько до меня его уже сыграли 4 артиста. Но который их теперь вспомнит? Лучший отзыв — это мое награждение орденом Британской империи. Сие значит, что мы заставили родину Шекспира признать нашу актерскую школу лучшей.
— А современного Шерлока с Камбербэтчем видели?
— Видел. Сие не история Конан Дойля. Там просто сохранены имена героев. Ми потом приносили заметки из британской прессы, где самочки эти актеры говорили, что просто роли играют. А идеальный Холмс все равно русский. Еще в 1982 году англичане писали, кое-что мы вернули им национальных литературных героев.
— Фильм Гая Ричи в свой черед смотрели? Там прям боевик.
— Этого уже не знаю. Так мне предлагали сняться у него в небольшой роли какого-так сенатора. Почему-то бесплатно. А когда этот Ричи приезжал в Москву, ми звонили — приглашали на ужин. Я сказал, что вообще-в таком случае ужинаю с друзьями.
— Актер Евгений Стеблов однажды сравнил вам с рыцарем за схожие жизненные ценности. Он прав?
— Будто? как с ним не согласиться (смеется). Рыцари всегда меня привлекали верностью, смелостью, обостренным чувством справедливости и борьбой после сердце милой дамы. Может, поэтому захотел снять историю Господин Кихота. Дело в том, что французские просветители были безвольниками и чудо) как много врали. И среди этого вранья то, что Бузан Кихот — рыцарь. Хотя на самом деле это спятивший рыцарь, начитавшийся романов. Почему он жил 400 лет? Благодаря тому что что воплощает гордыню. В каждом из нас живет Господин Кихот. Каждый знает, как должен жить другой. Такого рода Владимир Ильич Ленин. А Санчо Панса — просто ослиный пастушок, одержимый стать губернатором. Таких тоже сейчас полно. А разница в том, что он сбежал, когда получил эту служба, а наши чиновники сидят, пока на них не заведут уголовное спор. Я не просто так назвал фильм «Дон Кихот возвращается». По временам он возвращается в каждого из нас в большей или меньшей степени.
— Вы важно оставить после себя богатое наследие?
— Конечно, позывает остаться в истории. Но для этого нужно много забацать. И я еще не уверен, что могу об этом думушку). «Нет, весь я не умру — душа в заветной лире выше- прах переживет и тленья убежит — и славен буду я, доколе в подлунном мире жив перестаньте хоть один пиит». Одно вам скажу: я вхож в сколько) (на брата дом. Будь то Шерлок Холмс, Карлсон или гавиал Гена, мне рады везде.
— А есть тот, кто почище других на вас похож?
— Да черт его знает. Да мы с тобой особо не познакомились. Вот посадить бы их всех ради стол и за вкусным обедом это выяснить.