фoтo: pixabay.com
Кoнстaтин Лeлькoв, 26 лeт, инжeнeр-рoбoтoтexник
— Я oчeнь xoрoшo рaзбирaюсь в кoмпьютeрax и вooбщe в тexникe, нo в соцсетях я не регистрируюсь принципиально. У меня нет ни необходимости, ни желания.
Я не очень социальный человек, поэтому общаюсь с людьми, которых я знаю лично. Мне не нужны для этого социальные сети. Но я знаю, что у всех моих друзей есть свои странички.
Когда я учился в институте, у нас периодически возникали ситуации, когда надо было сорганизовать людей, и народ вдруг понимал, что меня нигде нет. Каждый раз я слышал что-то вроде «Блин, тебя же там нет!..».
Но потом мы все перебрались в dropbox – это облачный диск, куда можно сбросить информацию: тексты, фото, видео, все, что нужно, для группы. Если нужно было скооперироваться, мне просто звонили.
При этом у моих однокурсников была общая группа «ВКонтакте», где велись обсуждения по учебе. Мне никогда не хотелось туда вступить. Судя по отзывам, там все время творилась какая-то ересь. Я сам не видел, но слышал, как обсуждают. Постоянно кто-то забивал эфир ненужными сообщениями, тупыми картинками, из-за этого начинался хай. Зачем мне это?
Друзья особо не высказывают свое отношение к моему решению, никто не считает меня каким-то ущербным. Правда, периодически кто-то вздыхает, что нужно дополнительно звонить тому, кто не прочитал важную информацию в какой-то группе. Но вообще я всегда в доступе по скайпу и по телефону, это же не проблема.
Кстати, моя мама, которой в этом году исполнится 59 лет, зарегистрирована и в одноклассниках, и в фейсбуке. Я ей в этом не помогал — она попросила кого-то другого. Она проводит там довольно много времени, смотрит странички магазинов по рукоделию, там часто выкладывают купоны на скидки, какие-то идеи по творчеству.
На самом деле однажды я делал попытку зарегистрироваться «ВКонтакте». Я писал диплом, и мне нужна была информация из нашей группы. И почему-то это оказалось таким сложным! Я даже осилил первый этап, но почти сразу мне пришло сообщение, что страницу заблокировали из-за подозрительной активности. Попросили меня подтвердить личность, прислать кучу документов. И я просто забил.
Еще я заметил, что народ тратит на соцсети очень много времени. Я постоянно слышал истории в духе: «Ой, собирался приехать к первой паре, зашел «ВКонтакт» и приехал к третьей». Мне не хотелось попадать в эту ловушку.
Примерно я могу представить, как выглядит социальная сеть. Думаю, это как форум с графическим интерфейсом. Раздел с фотографиями, видео, сообщениями. Знаете, раньше до социальных сетей были форумы? Народ там общался, я тоже немного на них сидел. В основном это были тематические форумы, посвященные вещам, которыми я тогда интересовался: компьютерные игры, робототехника…
Новости меня вообще не интересуют. Но я все равно, как правило, в курсе того, что происходит в мире. И соцсети тут не причем. У меня на работе есть парень, который на протяжении всего рабочего дня отслеживает новости и всем в кабинете рассказывает о том, что он прочитал. Собственное информбюро.
Людмила Анатольевна Зуева, 69 лет, пенсионерка
— Я никогда не была зарегистрирована ни в одной из соцсетей. Я знаю, что это очень популярно среди молодежи, и думаю, что если бы я продолжала работать, может, и смогла бы освоить бы какой-нибудь такой сайт. Просто чтобы быть в тренде.
А сейчас мне это уже трудно, я не соображу. Мозги уже не те. Еще сейчас столько аферистов, я постоянно слышу о том, что у людей украли деньги со счета, написали сообщение от имени родственника и прочее.
Есть и другой важный момент: я бы не хотела, чтобы любой человек, который меня когда-то знал, мог вот так запросто меня разыскать. Люди разные, не хочу, чтобы какие-то мои старые знакомые могли легко узнать, чем я сейчас живу, что делаю, пытались бы со мной связаться. Молодежь к этому, наверное, проще относится.
Не могу сказать, что в моей жизни вообще нет Интернета. К примеру, я оплачиваю счета онлайн через телефон. Знакомые рассказали мне, что это очень просто, поэтому однажды я пришла в банк, отдала им свой телефон и попросила их все мне настроить. Я довольно легко это освоила.
Что касается новостей, для этого мне точно Интернет не нужен. На кухне у меня всегда включено радио, часто работает телевизор. Еще я выписываю газеты. Если уж совсем что-то важное случилось, я могу открыть Интернет, там всегда новости загружаются автоматически. Но я редко это делаю.
Как выглядят социальные сети, я и представить себе не могу. Фантазия здесь у меня не работает. Наверное, это как страничка в книге?
Я распространяю каталог с косметикой и знаю, что у них тоже есть сайт, который выглядит точь-в-точь как каталог. Думаю, что социальная сеть примерно так же. Слышала, что туда можно загружать разные файлы, сообщения писать.
Мне это не нужно, потому что с друзьями я общаюсь по городскому телефону. Даже из другого города. Например, у меня есть друзья из Воронежа, мы очень близки. Я просто беру стационарный телефон и звоню им. Бывает, мы подолгу болтаем. Да, это платно — ну и что, там не заоблачные суммы. Кажется, за минуту берут 1 рубль 60 копеек. Я могу себе позволить такие траты.
Правда, недавно внук мне настроил скайп на компьютере, но я почти им не пользуюсь. Изредка мне или мужу звонят по нему, но все как-то сложно.
Недавно у мужа был день рождения, ему позвонил по скайпу старый друг из Грузии, мы с ним болтаем, а он вдруг говорит: «Я вас не слышу!». А я и сделать ничего не могу, не понимаю, как. Уж лучше городской телефон.
Я не могу смотреть на людей, которые постоянно сидят, уткнувшись в телефоны. Это ужасно, правда, очень плохо. Человек разрушает себе психику, это мешает нормальному человеческому общению. Порой я даже не сдерживаюсь и могу в сердцах тихонько выругаться. Например, в метро: все сидят тупо в этих гаджетах, никого вокруг не видят, идут напролом. Бывает, у меня даже вырывается вслух: «Господи, да что же это вы, не глядя, идете!».
Но лично человеку я вряд ли решусь сделать замечание. А смысл? Вряд ли они задумаются о своем образе жизни, в лучшем случае услышу в ответ что-то вроде «Да пошла ты, бабка!».
Вячеслав Романович Раснер, 67 лет, экскурсовод, прославившийся благодаря Интернету, бывший бездомный
— С 2010 по 2017 год я жил на улице и мечтал водить экскурсии по моему любимому городу Санкт-Петербургу. Два года назад девушка Света помогла мне осуществить эту мечту. Она что-то сделала в Интернете, кажется, открыла группу, где рассказала мою историю.
Ко мне действительно стали приходить люди, я им рассказывал — и рассказываю сейчас — истории домов на Невском Проспекте. И это удивительно. Бомжей в городе не сосчитать. Но почему-то все идут ко мне. Я спрашиваю каждого: «Зачем вы пришли к бомжу на экскурсию?» Отвечают: «О вас хорошие отзывы в Интернете».
Говорят, есть группа, в которой 14 000 человек. Я понятия не имею, что это значит. Я только очень надеюсь, что они все не придут ко мне на экскурсию одновременно. Потому что однажды пришло сразу 28 человек, приехали из Ярославля, это было очень много для меня. Обычно приходят по двое, по трое, этого достаточно.
Напротив станции метро, где я всегда стою, есть Интернет-кафе. Никак не могу набраться храбрости и туда зайти, чтобы мне показали мою группу.
Я знаю, что у компьютера есть экран, кнопки. Но не понимаю, какие из них надо нажать, чтобы посмотреть отзывы о себе любимом.
Читайте материал «Чисто питерская история: бомж стал самым популярным экскурсоводом города»