фoтo: Нaтaлья Мущинкинa
Юрий Сaльникoв и Гaлинa Гaлкoвскaя-Aйвaзян.
— Xoчeтся вырaзить блaгoдaрнoсть oргaнизaтoрaм нынeшнeй пресс-конференции за возвращение к этой теме. Мы должны помнить своих героев — без этого у России нет будущего, и она не сможет вырастить нормальную молодежь, — уверен Олег Смирнов. — Леваневский и его трагический перелет через полюс — особая боль нашей страны. Против Сигизмунда Александровича сработала тогдашняя государственная система, построенная на волюнтаризме. Именно такая ситуация позволила случиться невозможному в иных условиях. Леваневский, задумав перелететь в Америку через арктические просторы, выбрал для этого по собственному усмотрению, как ему казалось, подходящий самолет: новый тяжелый бомбардировщик ДБА. Но эта машина еще не была полностью доработана: существовали проблемы с надежной работой двигателей, с авионикой… Самолет еще даже не был сертифицирован. Отправляться на таком в столь трудный и дальний полет по всем канонам и законам авиации недопустимо! В итоге «сырая» еще техника подвела: вышел из строя один из двигателей. Конечно, Н-209 мог бы долететь и на трех оставшихся моторах, однако ситуацию усугубило стечение роковых обстоятельств. Из-за налетевшей непогоды началось сильнейшее обледенение самолета. В результате добраться до цели оказалось невозможно…
Смотрите фоторепортаж по теме:
Родные погибших летчиков экспедиции Леваневского попросили установить памятник
30 фото
— Мы очень надеемся, что хотя бы в будущем году все-таки удастся приступить к поискам на месте обнаруженных на северо-восточной окраине Аляски, в море Бофорта «металлических» аномалий, — рассказал Юрий Сальников. — Наверняка даже 80 лет спустя на дне могли сохраниться хотя бы огромные двигатели ушедшего под воду самолета. А взяв пробу металла с такой находки, можно провести экспертизу в Центре имени Хруничева, бывшем когда-то 22-м авиазаводом, на котором построили самолет ДБА. Главное препятствие — деньги на экспедицию. Может быть, сегодняшняя пресс-конференция в «МК» привлечет внимание к этой ситуации и поможет найти тех, кто готов стать спонсорами этих поисковых работ.
— Шансы найти останки самолета Леваневского в наше время значительно повысились, — добавил Олег Смирнов. — Я имею в виду появление такой современной техники, как, например, спутниковые радары. Не так давно французам с их помощью удалось обнаружить «Эйрбас», рухнувший в море и затонувший на большой глубине.
Очень эмоциональным получилось выступление Галины Николаевны Галковской, которая посетовала по поводу отсутствия памятника своему отцу и другим погибшим в том перелете летчикам:
— Ведь в 1937-м, сразу после того, как стало понятно, что экипаж Леваневского спасти не удалось, было опубликовано правительственное постановление, где, в частности, говорилось о сооружении памятника этим шести героям в Москве. И они достойны этого! Ведь в экипаже Леваневского были собраны лучшие из лучших! Каждую кандидатуру утверждал лично Сталин… Однако потом к вопросу о памятнике уже не возвращались. Лишь 10 лет назад, к 70-летию перелета, в Космическом центре имени Хруничева был открыт памятный обелиск. Я бесконечно благодарна за это дирекции, но там все-таки закрытая территория, даже мы, родные погибших летчиков, попадаем туда лишь раз в год! Поэтому нужен настоящий, общедоступный мемориал. Подумать только — вон в Северной столице даже памятник чижику-пыжику установили, нашли для этого место и средства! А тут речь идет об увековечении памяти настоящих героев, хотевших прославить свое отечество новыми авиационными достижениями. В начале лета я отправила письмо по поводу установки памятника Владимиру Владимировичу Путину, хочу верить, что оно не останется без ответа, я еще доживу до того момента, когда такой мемориал будет открыт в столице.
Читайте материал: «Тайна исчезнувшего самолета Леваневского: подводные аномалии ждут ученых»