фoтo: Eвгeний Сeмeнoв
Мы сидим в уютнoй гoстинoй. Нa стeнax — блaгoдaрствeнныe письмa прoшлыx лeт, нa стoлe — кoнвeрты oт дeпутaтoв и упрaвы. В стaкaнax нa пoлкax сeрвaнтa — 11 мeдaлeй.
Кoгдa нaчaлaсь вoйнa, Гaлинe Пeтрoвнe былo 15 лeт. Зeмлячкa Жукoвa (рoдoм из дeрeвни Вeличкa, чтo рядoм с рoдинoй мaршaлa Стрелковкой), в юности она была совсем хрупкой девчонкой.
– Началась война, нас стали эвакуировать. А эвакуировать-то и некуда. Тогда сказали: пойдете рыть окопы. Это было поближе к зиме. Вот как я могла рыть окопы, в огромных резиновых сапогах? Совсем же еще девчонка. Нас привезли куда-то в районе Кунцево, под Москвой, и бросили. И холодно, и голодно было. А что мы ели, — Галина Петровна отмахивается, — ужас…
фото: Евгений Семенов
Потом еще юная Галя отправилась на лесозаготовку — пять месяцев в небольшом Весьегонске рядом с Череповцом: «Я один раз даже нашла этого город на карте». Там она возила лес на деревянных вагонетках по деревянным рельсам: как только выдержала-то.
Война принесла ей не только испытания: Галина Петровна встретила своего первого мужа.: «Я самая младшая — пятая — в семье. Мой брат пошел добровольцем на Ленинградский фронт. А вот мой будущий муж — его командир — как-то увидел мою фотографию. И говорит: «Коль, я ей напишу и буду переписываться». Брат ему отвечает: «Да она самая мелкая!» Но муж мне написал, полная тумбочка писем была. Он был ранен, лежал в госпитале, а потом его перевели в Москву, где мы и встретились».
А 9 мая 1945 года было так солнечно… Галина Петровна улыбается, пытаясь сдержать слезы. Тем утром в их квартире было тихо. Радио-«блин» на стене молчало: его не включили, боясь разбудить совсем крохотного сына Женю, только родившегося в молодой семье.
фото: Евгений Семенов
– Я собралась на работу, оделась в платье с коротким рукавом и вышла. Иду по улице и смотрю: кто плачет, кто смеется. Прихожу на работу, а меня спрашивают: «Галя, ты зачем пришла?» Как зачем? На работу. «Война закончена, иди домой, к своему ребенку», — вспоминает москвичка.
А после войны жизнь продолжилась. Семья поселилась в подвале дома на Большой Полянке, без всяких удобств. Дети росли, играли с медалями — «За оборону Москвы», которую Галине Петровне дали в 1944, и наградами мужа. Вскоре удалось переехать в квартиру в Кузьминках. В 1968 году муж Галины Петровны умер.
– Я до этого работала на Кировском телефонном узле, что был на Полянке, — воспоминает женщина. — Была старшей телефонисткой Павелецкого района — 40 человек в подчинении! Даже как-то била по рукам жену одного профессора- работала неправильно. Потом муж умер, денег стала меньше… Что делать? И тут одна сотрудница перешла в Министерство угольной промышленности — так же, телефонисткой. Да и меня с собой позвала. Я сначала боялась: как же, весь Советский Союз обслуживать. А потом ничего, научилась.
Представьте — 15 телефонисток сидят, у каждой свой город: В Прибалтике, Грузии, Армении… «Мы даже кое-какие секретики знали», — хитро отмечает Галина Петровна. Правда, какие — не говорит. Телефонисткой она так и отработала 20 лет, до самой пенсии. Хлопотала о квартирах для сыновей, нянчила внуков. Второй муж —Василек — нежно говорит Галина Петровна, которым сошлась еще в 70-х, умер четыре года назад. Умерли три сестры, умер брат, умер сын… Кто остался? Аллочка — «таких невесток не бывает, святой человек!» — ухаживает за Галиной Петровной каждый день.
фото: Евгений Семенов
Когда мы пьем чай, заглядывает соцработник Ольга.
– Оль, ты посмотри, может там письмо-то от Путина в почтовом ящике с газетами заблудилось?
Несколько минут в тишине мы ждем, пока Ольга спустится к ящикам. Щелкает задвижка, она возвращается с пустыми руками: ничего нет.
Внуки и уже правнуки одного из сыновей про бабушку тоже забыли: «Кому я, безденежная, нужна?»
фото: Евгений Семенов
…9 мая 2017 года Галина Петровна встретила на чемоданах. Ее дом расселяют, да вот только квартиру ветерану найти не могут. Она и просит-то всего — с балконом, чтобы гулять (из-за ног 1,5 года не выходит на улицу) и в своем районе, чтобы невестке было не далеко ездить. Пока защитнице Москвы властям предложить нечего.
– Надо со стен все снять, — показывает Галина Петровна на письмо от власть имущих с прошлых праздников. — Чего они висят-то? Надо снять…
В управе района Хорошево-Мневники «МК» рассказали, что с 9 мая ветерана, как обычно, поздравили. «Она ждет открытку от президента, — сказали нам в управе так, будто это какая-то прихоть пожилой женщины. — Открытка и правда каждый год приходит, на этот раз наверное, на почте затерялась. Я им позвоню…»
Пока открытка так и не нашлась. В нашей стране такого не может быть: по всем каналам бахвалиться супер-техникой на Красной площади пока ветеран Победы ждет потерявшуюся открытку. Самое малое, что ей можно было предложить.