фoтo: Aлeксeй Мeринoв
Примeрнo гoд нaзaд в «МК» вышлa стaтья прo итaльянскoгo xирургa Пaoлo Мaккиaрини. В 2011-м oн пoлучил 150 млн руб. нa исслeдoвaния в Рoссии пo прoгрaммe мeгaгрaнтoв.
Прoгрaммa этa былa зaпущeнa в 2010 гoду, чтoб развивать нашу науку — заманивать грантами зарубежных ученых и создавать им условия, чтоб они работали над своими проектами и подключали к ним наших исследователей.
Воспользовавшись мегагрантом, Маккиарини натворил дел.
У него была не подтвержденная экспериментально идея о том, что можно человеку вшить пластиковую трахею, обработанную стволовыми клетками, и она приживется и будет работать как настоящая. Он эту идею опробовал на людях.
В краснодарской больнице с 2012-го по 2014 год он прооперировал четырех человек. Жив только один из них, да и то потому, что ему пластиковую трахею удалили, заменив донорским органом. Остальные умерли, причем ужасной смертью.
Такая же участь постигла трех пациентов Маккиарини в Швеции. И это далеко не полный список его жертв. Потому что не про всех удалось журналистам узнать.
Решение о выделении мегагрантов принимает Совет правительства по грантам. Руководит им министр образования. В 2011-м эту должность занимал Андрей Фурсенко (сейчас он помощник президента, возглавляет попечительский совет Российского научного фонда), с 2012-го — Дмитрий Ливанов, сейчас — Ольга Васильева.
В плане мегагранта Маккиарини было сказано, что приступать к экспериментам на людях нужно только после успешных опытов на животных. Вместо этого в мае он прооперировал Юлию Туулик, молодую женщину, маму. Совет правительства по мегагрантам за этими событиями не следил. Мегагрант Маккиарини был продлен, когда Юлия уже умирала.
Даже после того, как журналисты в Швеции раскопали и обнародовали его «эксперименты», контракт с Маккиарини не был прерван. Он продолжал получать деньги в России по гранту Российского научного фонда. В Краснодаре сотрудничать с ним прекратили. Он перебрался в Казань — в Институт фундаментальной медицины и биологии при Казанском федеральном университете. Там он собирался экспериментировать на обезьянах и крысах — вшивать им пластиковые пищеводы и смотреть, что получится.
Радостное известие про итальянского экспериментатора пришло два дня назад. На этот раз действительно радостное. Российский научный фонд не продлил грант Маккиарини на 2017 год. По крайней мере, в списке победителей конкурса на продление нет его проекта за номером 14-45-00018 «Создание тканеинженерной конструкции пищевода для замены поврежденного органа на модели низших приматов».
Слава богу. Публикации в прессе наконец подействовали на чиновников. Они услышали. До них дошло. Ученый-шарлатан покинет нас. Обезьяны будут жить. И люди тоже.
Наша газета одной из первых написала о Маккиарини, и мы очень рады, что не напрасно. Но мы понимаем, что не застрахованы от второго пришествия. История с Маккиарини может повториться, если останется только на страницах газет. Чтобы этого не случилось, она должна прозвучать на государственном уровне. Министр науки и образования Ольга Васильева должна рассказать о ней людям. Объяснить, как такое могло случиться, что иностранному врачу позволено было проводить смертельные эксперименты на россиянах.
Не она была председателем Совета правительства по грантам, когда Маккиарини получал мегагрант и когда мегагрант ему продлевался. Личной ответственности за гибель Юлии Туулик, которая умерла с пластиковой трахеей доктора Маккиарини, Ольга Васильева не несет. Она не отвечает за прошлое. Но отвечает за будущее. Поэтому она должна сказать людям, что больше такого не повторится. Признать ошибки, назвать их, пообещать, что каждая заявка на мегагрант будет тщательно изучаться и больше никто не получит деньги и право экспериментировать на людях, какими бы громкими учеными титулами он ни обладал.