фoтo: youtube.com
Рeстaврaции чaсoвни нaд грoбoм гoспoдним ждaли мнoгo лeт. Нынeшнee здaниe, пoстрoeннoe в 1810 гoду пo прoeкту грeчeскoгo aрxитeктoрa Кoмнинoсa, ни рaзу oснoвaтeльнo нe рeстaврирoвaлoсь. Дaжe пoслe рaзрушитeльнoгo зeмлeтрясeния 1927 гoдa здaниe лишь укрeпили снаружи мощными железными балками. Так что в своем первоначальном виде Кувуклию не видели уже лет 70( балки появились в 1947 году). К тому же от времени часовня потемнела: пыль и копоть от лампад не пощадили старые стены. Теперь же этот двухвековой налет снят. И оказалось, что Кувуклия вовсе не темно-серая, а нежно розовая. С прекрасными барельефами по стенам, со светлыми витыми колоннами.
Но чтобы это наконец случилось, потребовались долгие, кропотливые переговоры. Ведь Храм Воскресения Христова делят между собой несколько христианских церквей – среди них Греческая, Армянская православные церкви, католики и копты. Все время у кого-то находились возражения. И вдруг в один момент решение о реставрации было согласовано и принято. Патриарх Иерусалимский Феофил именно это внезапное прозрение сторон назвал чудом. «Сегодня закончилась реставрация Гроба Господня. Все мы знаем, как сложно было договориться, чтобы это все свершилось. Но вдруг все решилось».- сообщил он паломникам делегации Фонда Андрея Первозванного, уже в 15 раз прибывшей в Иерусалим для участия в пасхальных торжествах и принесения Благодатного огня в Россию.
Однако не только радостные настроения по поводу обновления Кувуклии витали в воздухе. Верующих тревожил тот факт, что ремонтом часовни процесс не ограничился. В ходе реставрации были проведены археологические работы: 26 октября прошлого года было вскрыто ложе Гроба Господня . И хотя археологам в результате удалось установить, что под двумя мраморными плитами скрывается истинное, выбитое в скале погребальное ложе, сам факт столь бесцеремонного вмешательства все же беспокоил. А ну как на небесах не обрадовались этому вторжению и Огонь в Великую субботу не сойдет? Глава попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин на эти опасения философски заметил: «Это вопрос к Богу. Нас это, конечно, тоже беспокоит. С одной стороны, реставрировать нужно было. И ситуация, когда никто «ни тпру-ни ну» — ничего не могут сделать, даже лестницу поменять проблема, тоже не самая хорошая. А здание все же стареет, оно может просто разрушиться. Но другой вопрос – как это делать? По той информации, что мы имеем, может быть, можно было бы эти археологические исследования проводить и более деликатно. Вы можете себе представить, чтобы кто-то начал сейчас, например, ковырять Стену плача? Я с трудом такое представляю».
Обстановка в Иерусалиме в страстную пятницу и впрямь была тревожной. Прямо напротив Старого города молодой араб зарезал в трамвае гражданку Великобритании. А перед этим впервые за все время, что я ездила в составе делегации за Благодатным огнем, довелось стать свидетелем довольно кровавой церемонии: католики из какой-то африканской страны распинали на кресте своего соотечественника, изображавшего Христа. Оказывается, у них принято отмечать день страданий Иисуса вполне реальным воспроизведением событий двухтысячелетней давности. Страдалец, конечно, не умирает на Кресте, но ему наносят настоящие физические увечья. Говорят, на роль Иисуса записываются в очередь, ведь претерпеть мучения в День страданий Христа– очень почетно. Позже удалось увидеть эту мистерию еще раз – уже на Крестном пути. Процессия, впереди которой шли два воина в римском облачении, нещадно хлеставшие батогами исполнителя роли Иисуса, вызывала оторопь естественностью происходящего…
Но все же большинство процессий в этот день в Старом городе были более радостными. Люди в венках, в белых или ярких разноцветных одеждах, пели, молились, шествовали с цветочными носилками по святым местам. Все ждали праздника. И он пришел. Благодатный огонь сошел на ложе Гроба Господня, как и тысячу лет назад. И погода, которая по прогнозам синоптиков грозила быть пасмурной и холодной, смилостивилась. Благодатный огонь разогнал тучи и согрел души. С Пасхой!