фoтo: Сeргeй Ивaнoв
Этo рaньшe вся шкoльнaя жизнь в нaшeй стрaнe стрoилaсь исключительно по учебным четвертям со строго фиксированными и единообразными каникулами между ними. Сегодня школа может выбирать сама, как ей учиться — по традиционным четвертям или по таким новым схемам, как модули и триместры. Главным плюсом новшеств считается (и не без оснований) более равномерное чередование учебных нагрузок детей с отдыхом: пять недель занятий учебного модуля — одна каникул и т.д. Неудивительно, что новую схему, рассказал «МК» директор одной из перешедших на модули школ — Илья Новокрещенов из 2095‑й, на сегодня выбрали около половины средних учебных заведений города:
— У ребят больше нет таких огромных четвертей, как третья, и таких коротких, как вторая. На весь год возникает четкий ритм чередования работы и отдыха. А более ритмичное обучение, при котором за пять недель учебы ребята не успевают устать учиться, а за одну неделю каникул устать от отдыха, очень важно не только с психологической, но и с физиологической точки зрения. Именно в бесконечной третьей четверти раньше традиционно фиксировался всплеск заболеваемости детей: усталость, авитаминоз и т.п. А новая система организации учебного процесса привела к снижению числа заболеваний в нашей школе сразу на 70%: пик мартовской заболеваемости в третьей четверти ушел в прошлое. Неудивительно, что каждый год число школ, выбравших систему 5 + 1, растет.
Родителям и в самом деле новая система поначалу понравилась. Однако уже в истекшем учебном году, пожаловались они «МК», казалось бы, четкая модульная система «5 — 1 — 5 — 1» и т.д. все чаще стала меняться на «4 — 1 — 6 — 1» и даже «4 — 1 — 7». «А учебный период в 7 недель, как его ни называй, это, по сути, не что иное, как воскрешение пресловутой «безразмерной» четверти со всеми ее проблемами и колоссальной учебной перегрузкой», — подчеркивают они.
Правда, по версии Ильи Новокрещенова, схема «4 — 1 — 7» не применяется в школах, организованных по модулям.
— Я ни одной такой не знаю. Это не модульная в смысле графика организации каникул система, а триместровая, причем именно потому и не слишком популярная: ее выбрали не более 10–12% школ, преимущественно таких, где уже на апрель-май в учебный план закладывается выезд в лагеря и загородные базы с продолжением обучения там, — заверил он «МК».
Однако этого, а также и других директоров, работающих по модулю, уже в будущем учебном году, похоже, ждет сюрприз.
Как явствует из распоряжения Департамента образования Москвы, график каникулярного и учебного времени для всех школ, выбравших модульную систему обучения (триместровая в документе не упоминается вовсе), узаконивает сразу несколько шести- и один семинедельный учебный модуль. При этом по иронии судьбы он так же, как и печально памятная третья четверть, тоже третий. Только выпадает не на гриппозные февраль с мартом, а на депрессивные ноябрь с декабрем.