фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
Aндрeй Курaeв
Дaжe oбычнo нeмнoгoслoвный прeсс-сeкрeтaрь прeзидeнтa Дмитрий Пeскoв выскaзaлся o нeдoпустимoсти дeйствий, нaпрaвлeнныx прoтив интeрeсoв РПЦ нa Укрaинe. A Пaтриaрx Мoскoвский и всeя Руси Кирилл нaкaнунe oбрaтился к лидeрaм стрaн «нoрмaндскoй чeтвeрки» с призывoм вoспрeпятствoвaть дискриминaции православных.
Особое мнение по этому поводу высказал протодиакон Андрей Кураев.
— Мне кажется, что это все-таки пропагандистское передергивание, что сейчас происходит, — говорит отец Андрей. — Так, одна из двух поправок к закону Верховной Рады говорит всего лишь о том, что община имеет полное право переходить из одной конфессии и юрисдикции в другую. Для этого должно состояться собрание прихожан, то есть людей, чья религиозная идентичность определяется их самоидентификацией и религиозной практикой именно в этой общине. В 90-е годы были печальные случаи, когда боевики УНА-УНСО (запрещенная в России организация — ред.) автобусами колесили от одного села к другому на Западной Украине и насильно устраивали собрания за массовый выход из Московского Патриархата.
— И многие тогда вышли?
— Да, несколько епархий. И они не вернулись. Вот чтобы такое не повторилось, профильный комитет Верховной Рады и предлагает, что в любом случае решение Приходского собрания о подобном переходе должно утверждаться Приходским Советом. Голосовать за свою жизнь в общине должны реальные люди. Это очень важно. То есть этот законопроект, если он будет принят, подтолкнет православные приходы в порядке самозащиты наоборот составить список из своих прихожан, установить их поименное членство. Невозможны будут выборы в Приходской совет выдуманными персонажами, невозможно станет отправлять непонятных мирян на епархиальное собрание или тем более делегировать на Поместный Собор.
— Который избирает Патриарха?
— Я считаю, что то, что происходит у нас, больше похоже на посмешище. Приезжают люди, никакого отношения к вере не имеющие, со своими любовницами… Разве это правильно? Вот на Поместном Соборе 17-18-го годов было поименное членство прихожан, это была демократическая процедура выборов. Точно такая же практика в Русской Зарубежной церкви в странах Западной Европы.
— Так что же получается, можно так сказать, что украинская часть Русской Православной Церкви движется в сторону демократии?
— В этом смысле, думаю, что да. К традиционной церковной демократии. А дальше уже может быть поставлены вопросы о влиянии прихожан на приходскую жизнь, о требовании финансового отчета от настоятеля, даже о выборе кандидатов в священники… Все это дает только поименное членство в общине, которое доказывает, что приход не фиктивный.
— Но Россию сейчас называют страной-агрессором, и, соответственно, нашу православную церковь — агентом влияния.
— Всегда и везде церковь связана с государством. И любая церковная кандидатура согласовывается с властями. Священника, Епископа, Патриарха. Такое было во все времена и во всех странах. В этом плане церковь от государства не отделена. Для церкви жить в условиях невесомости и свободы нечто новое, этой практике не больше четверти века. А две тысячи лет до этого были наполнены совершенно противоположным опытом. Да, украинские власти сейчас очень раздражает, когда с амвона священники проповедуют за русский мир. Но представьте себе зеркальную ситуацию, разве в России кто-то позволит священникам в рясах говорить что-то, противоречащее политике государства? Я думаю, что реакция на подобное у нас в стране была бы еще более категоричной. Так что этот законопроект — лишь некая крайняя форма самозащиты украинского государства от авторитета Русской Православной Церкви. Он не запретит деятельность РПЦ на Украине, как многие представляют, а лишь попытается ограничить ее возможное политическое влияние.
— Это может в итоге повлечь за собой окончательный раскол?
— Нет, я думаю, это исключено. За все эти годы лишь сорок из двадцати тысяч приходов перешли под юрисдикцию УПЦ Киевского Патриархата, то есть почти ничего. Наша Церковь в этом плане оказалась целостна. Скорее, может возникнуть иная проблема, но тоже очень серьезная. Не исключено, что Греческая Церковь вмешается в этот процесс разделения. Ведь в течение многих веков Украина была именно ее частью, у нас любят повторять «Киев — мать городов русских», но это всего лишь калька греческого слова «митрополия». Киевская митрополия была частью Константинопольского Патриархата вплоть до конца 17-го века. Потом ее передали во временное пользование Патриархату Московскому. И вот сроки аренды подошли концу, не исключено, что попросят и вернуть… Но думаю, к этому Верховному Рада уж точно отношения не имеет.