Лучшaя жeнскaя рoль у Eвгeнии Симoнoвoй.
Двa сoстaвa жюри — дрaмaтичeскoe и музыкaльнoe — зaсeдaли пaрaллeльнo нaкaнунe вручeния. Причeм дрaмaтичeскoe смoглo приступить к финaльнoму oбсуждeнию тoлькo кoгдa зaкoнчился пoслeдний спeктaкль мaсoчнoгo мaрaфoнa: пo вoлe случaя им oкaзaлaсь пoстaнoвкa из oчeнь дaльнeй тoчки России — Норильска. Заполярная драма им. Маяковского представила «Дядю Ваню». Ее считали реальным конкурентом другому «Дяде Ване» — из Воронежа и претендентом на нацпремию хотя бы в одной из номинаций. Но… оба «Дяди Вани» уехали из Москвы ни с чем.
Итак, жюри под председательством авторитетнейшего худрука РАМТа Алексея Бородина начало работать в 11 вечера, а закончило в 2 часа ночи. И надо сказать, это не рекорд — несколько лет назад музыкальное жюри заседало аж до 5 утра.
Как же разыграла карту на этот раз «ЗМ-2017»? К слову, ее с полным основанием можно считать рекордной с момента своего основания — 1993 год. В «Маске» 290 номинаций, и это не шутка. Для сравнения — в прошлом году их было 200, в предыдущие годы — еще меньше. К списку прошлого года добавились новые — «Драматург», «роль второго плана» теперь разделена в драме на лучшую у мужчин и у женщин, наконец появилась роль второго плана в оперетте. Расширилась и география театров-участников — шесть новых городов привезли в Москву свои спектакли.
Хотя Гран-при как такового на «Маске» нет, тем не менее негласно им считается тот, у кого оказывается премия за «Лучший спектакль». Так, среди спектаклей большой формы в этой номинации безоговорочно побеждает «Русский роман» Московского театра им. Маяковского (режиссер Миндаугас Карбаускис). Вообще, спектакль, посвященный жене Льва Толстого, который, к слову сказать, ни разу не появляется на сцене за 3 часа действия, отмечен аж в трех номинациях — «Лучший спектакль», «Драматург» (Ивашкявичус) и «Лучшая женская роль». Она достается прекрасной актрисе Евгении Симоновой. А вот «Лучшей мужской ролью» признана роль Гамлета в исполнении Даниила Козловского. Замечу, что новый спектакль Льва Додина — «Гамлет» — вызвал жаркие споры и буквально расколол столичную публику ровно напополам: и не просто на «за» и «против», а радикально — «прекрасно» и «ужасно». Однако это — мастерская работа, которую, возможно, по-настоящему оценят со временем.
Лучшая мужская роль — у Даниила Козловского.
«Русский роман» имел довольно сильных конкурентов в лице своих основных и, можно сказать, давних соперников — питерских БДТ им.Товстоногова и Александринского театра. Разница в голосах при голосовании была минимальная. В результате БДТ со спектаклем «Гроза» отмечен за «Лучшую режиссуру» Андрея Могучего, что совершенно справедливо. А Александринка увозит в Санкт-Петербург две «Маски» — «Лучший художник» (Николай Рощин, спектакль «Ворон») и спецприз за высокопрофессиональный актерский ансамбль в спектакле «По ту сторону занавеса» (малая форма, реж. Андрий Жолдак по пьесе Чехова «Три сестры»).
Причем жюри единогласно в ансамбль включило актрису, которая не была почему-то номинирована. Таким образом в ансамбль объединены Игорь Волков (отец, Вершинин), Виталий Коваленко (Кулыгин) и Елена Вожакина.(Маша) . В малой же форме спецпризом за актерский ансамбль отмечены «Три сестры» из Новосибирска в постановке Тимофея Кулябина, играющие чеховскую пьесу на языке слабослышащих людей.
«Лучшая мужская роль второго плана» уезжает в крохотный городок Шарыпово (Красноярский край), где проживает всего 38 тысяч жителей. Ее увозит старейший актер труппы Хольгер Мюнценмайер (спектакль «Жили-Были».) А «Лучшая женская роль второго плана» достается Елене Немзер из Александринки (спектакль «Ворон»).
В «Куклах» жарких споров не получилось — полное единодушие в жюри было относительно «Колиного сочинения», проекта «КонтАрта» и театра «Кукольный формат» из Санкт-Петербурга. История тонкая, невероятно трогательная, поставленная по книге Сергея Голышева «Мой сын — даун», где использованы стихи сына автора — Коли Голышева. Никакой спекуляции на болезненной теме — работа режиссера Яны Туминой заслуживает высочайшей оценки. И к тому же выяснилось, что этот проект она предлагала одному большому театру, но тот отказался, и Яна четыре года собирала деньги на реализацию сввоего проект. Не зря — «Колино счастье» становится «Лучшим спектаклем», а два актера, играющие в нем (Анна Сомкина и Александр Балсанов), признаны «Лучшими». Работа художника Виктора Антонова отмечена «Маской» за спектакль «Железо» (театр из Петрозаводска). «Лучшим режиссером кукольного спектакля» признана Наталья Пахомова из Московского театра кукол за спектакль «Сказка с закрытыми глазами» Ёжик в тумане».