фoтo: Свeтлaнa Xoxрякoвa
Мэтт Дэймoн и Джoрдж Клуни.
Джoрдж Клуни нe нaрaдуeтся, чтo в 56 лeт стaл иx oтцoм. В 2014 гoду в Венеции прошла его свадьба. Спустя три года Джордж и Амаль вернулись, чтобы посетить дорогие им места, арендовали водное такси с тем же номером, что и во время бракосочетания. На катере семейство Клуни и прибыло на остров Лидо, где проходит фестиваль.
Субурбикон — небольшой и почти кукольный американский городок, придуманный братьями Коэн еще в 1980 году. Вернее, городок имеет свой прообраз, где когда-то произошел трагический инцидент с афроамериканской семьей. Коэны умеют довести самые прозаические вещи до виртуозной фантастики. Но сами они так и не сняли фильм по своему сценарию, о чем можно лишь пожалеть. Он достался Джорджу Клуни, который сделал с ним то, что было в его силах, несоизмеримых с возможностями вышеназванных братьев.
События происходят в 1959 году. В одном вполне благополучном семействе случаются странные события. Мэтт Дэймон сыграл главного героя — человека дурного и опасного, а роль его парализованной и несчастной супруги досталась Джулианне Мур. Сама по себе пара производит странное впечатление — уже в силу возрастной разницы. Мур играет сразу двух героинь-сестер. Пока семейство утопает в крови, в самом городке творится тоже нечто несусветное. Вполне миролюбивые обыватели не дают покоя единственной чернокожей семье, скандируют под окнами, уничтожают имущество, не продают еду в местном магазине.
После показа фильма элегантный Клуни рассуждал о расизме, до сих пор процветающем в его стране, критиковал Америку за предвыборную кампанию: «Темные тучи сгустились над нашей страной. Но я оптимист. Верю в то, что все это пройдет. Но люди сердиты. Большинство из нас сердито. Вы это можете почувствовать, приехав в США».
Живущая в Нью-Йорке иранская художница, фотограф и режиссер, обладательница «Серебряного льва» Венеции Ширин Нешат в эти дни представляет на главной площади Венеции — Сан-Марко — выставку «Дом моих глаз». Она состоит из 26 портретов людей в возрасте от 2 до 80 лет из разных регионов Азербайджана. Всего ею сделано 55 портретов во время поездки туда в 2014 году. Каждому из своих героев Ширин задавала вопросы, и ответы на них сопровождают их портреты.
Недавно она впервые поставила оперу — в августе представила ее на Зальцбургском фестивале. Рецензенты утверждают, что Нешат не оправдала надежд. Ну а в Венеции ей всегда рады, здесь она на своей территории, хотя в кино все еще в числе начинающих. В этот раз Нешат представила картину «В поисках Ом Культум» — о легендарной египетской певице-мусульманке, исполнительнице арабских песен. Когда она умерла, миллионы людей вышли на улицы Каира проводить ее в последний путь. Картина создавалась объединенными усилиями нескольких стран — Германии, Италии, Австрии Катара и Ливана. В Венеции Ширин Нешат, как и Клуни, рассуждала о проблемах взаимоотношения разных культур, особенностях правления президента Трампа, а также о мусульманском мире.
Одна из лучших картин Венеции — показанная вне конкурса документальная лента «Это Конго» американского фотографа и режиссера Даниэля МакКейба. Он пытается понять, почему богатая минералами африканская страна перманентно переживает тяжелые времена, остается зоной постоянного конфликта, а люди фатально несчастливы. Картина, шокирующая бедами этой страны, какие нам и в кошмарных снах не могут присниться, могла бы украсить конкурс. Но туда предпочитают брать более продвинутых героев — таких, как китайский художник Вэй Вэй.
Кадр из фильма «Виктория и Абдул».
Ударной силой в разгар фестиваля стали ветераны. Они просто дали всем прикурить. Британский классик Стивен Фрирз, которого в Венеции чествуют за режиссерский вклад в современное кино, представил внеконкурсную картину «Виктория и Абдул». Она, конечно, слишком декоративная и статичная, но сама реальная история 1887 года, лежащая в ее основе, удивительна. Пожилая королева Виктория незадолго до ухода в мир иной приблизила к себе молодого индуса Абдулу Карима. Он, мусульманин, стал ее другом и наставником, обучал языку хинди, просто разговаривал по-человечески. Викторию колоритно и весело сыграла великолепная Джуди Денч. Ее присутствие покрывает все издержки усталой режиссуры Фрирза. Бесстрашие Денч дошло до того, что она сыграла свою героиню на смертном одре.
В тот же день разыграли самоубийство Хелен Миррен и Дональд Сазерленд в конкурсной картине «В поисках праздника» («Элла и Джон») итальянского режиссера Паоло Вирдзи. Это грандиозная работа канадского актера Сазерленда в роли пожилого профессора, которого постоянно подводит память. Супружеская пара втайне от своих взрослых детей отправляется в путешествие по Америке и попадает в силу возрастной беспомощности и физиологических изменений в самые неординарные ситуации. Но эти двое устроили себе последний праздник на земле и красиво ушли. Правильно или нет — другой вопрос. Но это их выбор, который невозможно не уважать.