В Сполето завершается Фестиваль искусств двух миров

фoтo: Мaринa Рaйкинa

Вaxтaнгoвцы в Спoлeтo. Дo нaчaлa спeктaкля 30 мин.

60 Лун придумaл извeстный скульптoр Джaнкaрлo Нeри, убeждeнный лунoмaн. Бoльшe 25 лeт oн игрaeт с нoчным светилом —   в большом количестве они уже появлялись в Нью-Йорке, Лондоне,    Неаполе, на его родине,    в Рио-де-Жанейро, Лиссабоне. И вот сейчас в Сполето шестьдесят световых глобусов (диаметр от 50 см до 1,20 м) основательно расположились на башнях старинной крепости     (в 1983    в здании крепости была    тюрьма, но с 2007    находится Национальный музей герцогства Сполето), на крышах старых домов, Академии художеств. Луной только обделили знаменитый Башенный мост, расположенный на высоте примерно 400 тысяч метров.  

Вот в таком подлунном мире и разворачивались события фестиваля.

Театральную программу закрывают громкие имена — Роберт Уилсон со спектаклем «Гамлетмашина», шоу «Джеки Чан» и   спектакль «Царь Эдип» в постановке Римаса Туминаса. Вахтанговцы играют   два вечера   в римском театре l века нашей эры. Развалины античного театра с одной стороны плотно зажаты домами и их жителям повезло — они бесплатно могут    смотреть    трагедию Софокла в исполнении Московских артистов. Трагедию человеческой    жизни, полную иллюзий относительно своего величия — в подлунном мире правит рок.  

фото: Марина Райкина

«Царя Эдипа»   в Сполетто принимают    прекрасно: после первого показа и на следующий день    те, кто видел, подходят на улице с тёплыми словами    к Людмиле Максаковой, Евгению Князеву — итальянцы умеют красиво восхищаться. И единодушно утверждают, что Эдип, правитель Фив, то есть Виктор Добронравов, играющий эту роль,    похож на их знаменитого артиста, правда его уже нет в живых.  

Действительно, в «Эдипе»    замечательно работают артисты разных поколений вахтанговцев, но я особенно    обращаю внимание на молодого артиста Павла Юдина, который единственный почти за два часа сценического действия не уходит со сцены. Его персонаж — воин    царя    Эдипа — немой, подвижный, не знающий    ни минуты покоя,    то с копьем, то с детской лошадкой в руках. Его действия, мгновенные    реакции немого человека на происходящее — эмоциональные    комментарии    к разворачивающимся трагическим событиям. Они оказываются важнее слов.  

Как стало известно,   после выступления вахтанговцев в Сполето родилась идея создания копродукции с итальянцами, подобно тому как «Царь Эдип» был сделан вместе с Греческим национальным театром. Пока    Туминас с    партнерами обсуждает материал будущей постановки, а директор Национального театра в Неаполе Лука де Фуско пригласил    другой спектакль театра —    «Маскарад» — уже в январе приехать в Неаполь.  

фото: Марина Райкина

А Туминас. все-таки странно устроен: ему говорят комплименты в превосходных степенях , а он: «Нет, сегодня мы работали как будто атаковали, форсировали. А так не надо, иначе теряется архаичность, в которой кроется доброта и наивность».

Из истории фестиваля: идею его проведения в 1958-м году инициировал американский композитор итальянского происхождения Джанкарло Минотти, который мечтал сблизить европейскую и американскую культуры. Выбор свой остановил на небольшом городке Сполето (согласно переписи в   2008 году проживало 39149 жителей): к тому времени здесь было два театра, кинотеатры, да и художественная атмосфера города с большим количеством старинных памятников располагала к тому, чтобы заполонить его искусством. За годы существования фестиваля в нем участвовали Рудольф Нуреев, Роман Полански, Роберт Уилсон, и другие знаменитости, выступавшие на главной площади города у Сполетского собора.  

На этот раз грандиозным событием у его стен стал вечер балета «Роберто Болле и друзья».   Его грандиозность измеряется    очередью, которая тянется    к главному входу на площадку на километр. Потому что во-первых, Роберто Болле обожают в Италии, он — гордость страны, а во-вторых его друзья по концерту — сплошь знаменитости,    в субботний вечер они танцуют    на фоне стен памятника раннего Средневековья,    на фресках которого , предположительно, изображены сцены из жизни Святого Бенедикта и Святого Сколастики.  

Роберто Болле.

Роберто Болле — Étoile делла Скала, а   также ведущий танцор ABT NY. — на сегодняшний день    самый известный    в мире и самый высокооплачиваемый танцовщик. В своё время его заметил и открыл Рудольф Нуреев, когда Роберто еще учился в балетном училище. Нуреев предложил ему тогда исполнить роль Тадзио в балете «Смерть в Венеции», в котором сам же и танцевал.  

В Италии имя Болле буквально на каждом шагу, поскольку он снимается в рекламе. Выступает и как модель в показах самых дорогих модных домов. Любит сниматься обнаженным. И не только сниматься: абсолютно голым он недавно предстал   и на сцене —    в балете Матса Эка «Жизель».  

Сейчас ему 42 года, но он находится в фантастической форме, про него говорят:»настоящая ожившая статуя Давида Микеланджело»…Он действительно прекрасно сложен и танцует, словно   играючи. Из десяти номеров вечера из двух актов он выходит    в пяти, а в друзьях у него —    Элиза Баденес (Штутгарт), Даниэль Камарго и Анна Ол ( Амстердам), Миса Куранага (Бостон), из наших — Полина Семионова и Даниил Симкин, правда оба солисты    не российских трупп: у Симкина контракт с Американским Балетом Нью-Йорка (ABT NY), а Семионова — солистка балета Берлина.  

фото: Марина Райкина

Вот с Полиной Семионовой Болле   сам открыл вечер    — Па де де из «Кармен» и сам же закрывал с Милисой Гамильтон из Лондонского Королевского балета. Их композиция    «Мона Лиза» ( хореография Ицика Галили)     поражает    не только лексическими новациями, в которых тела скручиваются самым причудливым образом, но и безмерными растяжками, головоломными поддержками и агрессивным эротическим противостоянием партнеров. Прекрасен Болле    и в «Караваджо» Бигонзетти. Не номер, а целый спектакль о великом художнике эпохи Возраждения.

Кстати,   сама форма концерта «Болле и друзья» практикуется уже много лет, проходит в многотысячных залах и пользуется неизменной популярностью. Позаимствовал Болле этот формат концерта, видимо, непосредственно у Нуреева, который под маркой «Нуреев и друзья» почти до конца жизни с триумфом гастролировал с «друзьями»    по всему миру. Аншлаг такому концерту гарантирует наличие только .крупной звезды. Сейчас этот формат    пытаются внедрить и в России: так, в самом конце июня в зале Чайковского в концерте «Иван Васильев и друзья»    выступал Иван Васильев.

Ну а закроме фестиваль.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.