Зaвeршилaсь VI Всeрoссийскaя Нeдeля высoкиx тexнoлoгий и тexнoпрeдпринимaтeльствa, oргaнизaтoрoм кoтoрoй выступили Гoскoрпoрaция «Рoсaтoм», Фoнд инфрaструктурныx и oбрaзoвaтeльныx прoгрaмм (ФИOП), Гoскoрпoрaция «Рoскoсмoс» и Oбъeдинeннaя рaкeтнo-кoсмичeскaя кoрпoрaция (OРКК). Нeдeля стaртoвaлa в Oбрaзoвaтeльнoм цeнтрe «Сириус», гдe oргaнизaтoры прoeктa из всex трex кoмпaний в прямoм эфирe вeли лeкции для шкoльникoв стрaны.
Пo прeдвaритeльным дaнным, учaстиe в Нeдeлe приняли нe менее 300 тысяч школьников из 73 регионов страны. За время Недели организаторы провели 800 мероприятий разного формата и масштаба. Программа была подчинена одной идее — познакомить участников с теми проблемами, которыми занимается современная наука и высокотехнологичное производство, продемонстрировать их значимость для повседневной жизни и заинтересовать молодое поколение научной, инженерно-конструкторской и технопредпринимательской деятельностью.
«Несмотря на то, что мы далеко не первый год работаем в направлении профориентации школьников, повышения их мотивации к изучению естественных наук, популяризации высоких технологий, мы не можем дотянуться до каждого ребенка. И в этом смысле Неделя — одно из немногих масштабных мероприятий, которое позволяет существенно приблизить решение этой проблемы. Своеобразный недельный высокотехнологичный сетевой „флешмоб“ с нашими уже постоянными партнерами — „Росатомом“, „Роскосмосом“ и ОРКК — создает мощнейшее поле притяжения, в которое оказываются вовлечены многие и многие учащиеся, родители, педагоги, ученые, инженеры, технопредприниматели, тем самым формируя единое сообщество людей, увлеченных наукой и высокими технологиями, — прокомментировала директор образовательных проектов и программ ФИОП Елена Соболева. — Из года в год Неделя прирастает как новыми событиями, так и участниками, и, я уверена, что и дальше ее масштаб и популярность будут только возрастать».
Информационные центры по атомной энергии помогли школьникам Красноярска, Мурманска и Владимира принять участие во всероссийском телемосте «Найди свое идеальное рабочее место!». Трансляция велась из Курчатовского института, и помимо десяти основных площадок, к ней присоединились более 3,5 тысячи школьников. О поиске своего места в науке с ребятами говорили президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук, советник президента РФ по вопросам развития Интернета Герман Клименко, генеральный конструктор системы ГЛОНАСС ФГУП ЦНИИМАШ Госкорпорации «Роскосмос» Сергей Карутин, профессор РАН и профессор Сколковского института науки и технологий Артем Оганов.
Региональные ресурсные центры «Школьной лиги РОСНАНО» в Хабаровске, Элисте, Москве, Мурманске, Тольятти, Томске, Челябинске, Белгороде, Петрозаводске организовали более 500 образовательных мероприятий для более 13 000 школьников, среди которых деловые игры, встречи с технопредпринимателями, интервью с директорами, дискуссионные киноклубы, слэм-битвы, круглые столы, коуч-сеты, мастер-классы.
Так, в центре «Сколково» московские школьники узнали, возможно ли «заправить» ракету металлическим водородом, смогли порассуждать об энергосистемах будущего и запустить современный дрон.
Как определить предрасположенность человека к генным заболеваниям, провести уникальные эксперименты в области биотехнологий или создать робота с таким же набором чувств как у человека? На все эти вопросы школьники искали ответы на экскурсии в нанотехнологическом центре «Техноспарк» в Троицке.
Традицию спонсорства ежегодного городского блиц-турнира — деловой игры на приз Большой Детективной лупы продолжили бизнес-партнеры «Школьной лиги РОСНАНО» — сеть магазинов оптической техники «Четыре глаза», предоставив школьникам главный приз и подарки всем участникам события. Во время игры шесть школьных команд Петербурга решали кейсы в области нанотехнологий.
В формате вебинаров на образовательной платформе «Стемфорд» (eNANO) прошли лекции доктора технических наук, профессора Александра Дмитриева, заведующего кафедрой низких температур Национального исследовательского университета «МЭИ» и его коллеги из технологической компании «Артек электроникс» Михаила Назаркина, ведущего инженера по направлению IGZO TFT.
В ходе недели прошли экскурсии на предприятия атомной отрасли. Старшеклассники из города Коврова побывали в ОКБМ имени И. И. Африкантова, школьники питерского лицея №281 — в Радиевом институте имени В.Г. Хлопина, а ученики Семилукского района посетили Нововоронежскую АЭС. О том, что такое производственная система «Росатома», учащиеся гимназии №32 узнали от главного специалиста группы «Обеспечение качества» ПТО УКС Дирекции строящейся Балтийской АЭС Евгения Михайлова.
Также в рамках Недели при поддержке «Роскосмоса» и ОРКК в музеях космонавтики, планетариях, библиотеках и детском центре научных открытий «ИнноПарк» прошли кинопоказы, лекции, мастер-классы, викторины и интерактивные уроки. Так в Алтайском государственном мемориальном музее Г. С. Титова ребят познакомили с технологиями поиска экзопланет, на которых возможно существования жизни, в Музее истории космонавтики имени К. Э. Циолковского в Калуге они узнали об автоматических межпланетных станциях, о луноходах и о пилотируемых космических кораблях. А в Нижегородском планетарии школьники смогли понаблюдать за звездным небом в телескоп и совершить увлекательное путешествие по просторам нашей звездной системы — Млечного пути.
При поддержке компании «Фоксофорд» в 8 вебинарах, посвященных темам энергетики будущего, развитию космонавтики, перспективам применения сверхпроводников и мастер-классе по космической живописи приняло участие 800 человек.
Традиционно организаторы Недели размещают на сайте мероприятия методические рекомендации в помощь учителю для проведения уроков в средней и старшей школе. В этом году конспекты 16 уроков были скачаны свыше 11 тысяч раз. В среднем участие в таких уроках приняло более 283 000 учеников.
«Спасибо за готовые и интересные уроки! Я видела, как зажигались глазки моих деток. Это неописуемо!», — написала педагог села Алдаркино Юлия Репина.
Неделю завершила акция «Лабораторка», событие, придуманное научными журналистами и учеными в лучших традициях всероссийских «диктантов». Задача «Лабораторки» — показать, что физика, химия и биология – это полезные и близкие к повседневной жизни науки. Участникам научно-познавательной акции предложили увлекательный тест, содержащий задания разного типа, позволяющий проверить не формальные школьные знания, а эрудицию и интуицию относительно устройства окружающего мира. В акции приняли участие около 2 тысяч школьников.
Сайт проекта htweek.ru будет работать для педагогов и всех, интересующихся наукой и техникой на протяжении всего года.