фoтo: ru.wikipedia.org
Тиль Швaйгeр.
Рeжиссeрoм прoeктa стaл Рoмaн Дoрoнин, прeждe снимaвший фильмы «Рoбинзoнкa», «Oфис oн-лaйн, или Aйтишники». Прoдюсeр — Aлeксeй A.Пeтруxин, выпустивший «Вий 3D» и зaвeршaющий рaбoту нaд кaртинoй «Тaйнa Жeлeзнoй мaски: путeшeствиe в Китaй» с Aрнoльдoм Швaрцeнeггeрoм и Джeки Чaнoм.
Мы пoгoвoрили o нoвoй экрaнизaции Дoстoeвскoгo с Рoмaнoм Дoрoниным.
— Пeрвaя инфoрмaция o вaшeм прoeктe пoявилaсь eщe лeт пять нaзaд. Пoчeму тaк дoлгo вы нe нaчинaли рaбoту?
— Идeя пoявилaсь дaвнo, a гoд назад мы с Алексеем Петрухиным решил ее наконец осуществить. Само произведение серьезное, и его адаптацию в кино трудно сделать, поэтому и прошло столько времени. Сценарий много раз переписывался. Даже вектор повествования и стиль за это время изменились. Все стало ближе к первоисточнику. Мы нашли несколько ходов, позволивших нам очень бережно отнестись к произведению классика и не ломать его. Есть такой стиль мэшап. В фильм «Гордость и предубеждение и зомби» в произведение Джейн Остин внедрили зомбаков, от которых герои отбивались. Но у нас не так. Мы любим русских классиков. У нас — детективный роман и Достоевский, который во всем мире считается родоначальником психологического триллера.
— То есть действие не перенесете в наши дни?
— Нет. Это конец 19-го — начало 20-го веков, спиритизм, времена Менделеева. Все будет аутентично.
— Вчера Виктор Сухоруков сказал мне о вашем фильме: «Что у нас, своих артистов мало?» И такие слова вы услышите не раз.
— У нас в фильме будет масса отличных российских актеров. Когда мы снимаем кино, то встаем рядом с голливудской продукцией, сколько бы ни говорили о том, что российское кино существует отдельно. Это не так. Если рядом какой-нибудь «Железный человек», любой американский блокбастер, мы должны сделать так, чтобы наш фильм был не менее интересным и не менее популярным, чем голливудский продукт. Нашу классику надо продвигать и пропагандировать во всем мире. А участие зарубежных звезд как раз и способствует тому, чтобы зритель во всем мире с удовольствием пошел на наше кино.
— Кого же сыграет Тиль Швайгер?
— Не хотел об этом говорить, но… Пожалуй, я вам эксклюзивно скажу, кого он сыграет. Порфирия Петровича. В России иногда приглашают звезд на пять минут экранного времени, а потом рассказывают: вот он у нас снялся. У Тиля Швайгера — одна из центральных ролей.
— Чем же вы заманиваете звезд такого ранга — Достоевским или гонораром?
— Интересной историей. Понятно, что Достоевский уважаем во всем мире.
— Вы сами писали сценарий?
— Да. Я очень бережно отношусь к произведению Достоевского. Расскажу, с чего все началось. Мой сын — школьник. Я вижу, с каким трудом сейчас дети читают книги, особенно русскую классику. Согласитесь, это большая беда. Алексей Петрухин уже сделал красивый фильм «Вий». Мой сын давно его посмотрел и потом прочитал Гоголя. Хочется сделать такое произведение, чтобы люди, увидев его, потом начали читать книгу. Увидев на экране моего ноутбука красивые картинки, сын спросил, что это такое, и удивился, услышав имя Достоевского. Он попросил дать ему сценарий, проглотил его за два часа. Представляете, что это такое для мальчика-подростка — прочитать за два часа, не отрываясь, такой текст. А я посоветовал ему взять с книжной полки роман Достоевского. И он начал его читать. Конечно, все 600 станиц не одолел, потому что Достоевский сложен для подросткового возраста. Но основные идеи мы сохранили в сценарии и сохраним в фильме, и они были усвоены моим сыном правильно. Через полгода он писал сочинение в школе по Достоевскому, которого сам выбрал, и получил отличную оценку. То есть он смог переварить его сообразно своему возрасту. Прекрасно!
— Когда-то я была на съемках «Преступления и наказания» Дмитрия Светозарова в Петербурге. Не знала, кто играет Раскольникова, а увидев Владимира Кошевого в каморке под простыней, сразу поняла, кто он такой.
— А вот фигура Раскольникова — это сюрприз. Будем держать интригу. Пока мы говорим только о том, кто сыграет Дуню. Это Анна Чурина. Помните, как было с фильмом о Высоцком. Хранили тайну, а вся кинематографическая среда знала имя исполнителя. Поверьте, у нас такого не будет.
— Вы будете снимать в формате VR 360?
— Да. В свое время Кэмерон пробил стену с новым форматом 3D. А VR 360 — это следующий шаг. Это не 3D, не IMAX, а нечто большее по ощущениям. Зритель получает возможность практически присутствовать в cцене благодаря специальному шлему. Технологии шагнули далеко вперед, и то, что год назад было очень дорого и сложно, теперь возможно. У нас есть шанс не то чтобы опередить Голливуд, но сыграть ним на равных. Это виртуальная реальность. Когда вы сидите в шлеме и смотрите фильм, то можете оглянуться назад, посмотреть по сторонам, вверх и вниз. Ваш мозг обманывается, и возникает ощущение, что вы стоите за спиной главного героя или едете с ним по американским горкам. Такого кино на сегодняшний день еще нет. Анонсирован лишь один из проектов про жизнь Иисуса.
— Я видела его на Венецианском кинофестивале в присутствии авторов. Но там нужно еще и в кресле крутиться. Все происходит в маленькой аудитории для нескольких зрителей. Это довольно неудобно. В зале не будешь так крутиться.
— Поверьте, через год появится масса таких кинотеатров. Многие переходят на употребление контента у себя дома. У людей большие телевизоры. Мне кажется, за этим будущее. Вся молодежь, технически продвинутые пользователи с удовольствием будут смотреть такой контент, если мы его будем делать.
— Чем отличается процесс съемок такого фильма? Он требует дополнительных камер?
— Попытаюсь для зрителей рассказать простым языком. Если при обычной съемке мы снимаем в одну сторону, а в 3D используются две камеры, находящиеся на определенном расстоянии друг от друга, то VR 360 снимается 6–8 камерами как минимум, смотрящими во все стороны — вперед, назад, вверх, вниз. Этим достигается эффект того, что вы смотрите фильм и можете в любой момент повернуться назад и увидеть то, что происходит у вас за спиной. Конечно, это накладывает огромные ограничения. По сути, приходится изобретать новый киноязык, как в свое время Гриффит и Дзига Вертов, которые придумывали крупный план, склейки. Сейчас тоже надо создавать киноязык, заточенный под новую технологию. Это очень интересно. Новая технология требует более серьезной подготовки, чем 3D. Даже каскадерские трюки иначе снимаются. Я не cмогу присутствовать на съемочной площадке, иначе меня камера увидит.
Вы не представляете, какой это кайф, когда есть возможность не просто творить, но еще делать такие вещи, от которых сносит голову. Помню свои ощущения после «Аватара» в IMAX. Минут десять молчал — завидовал человеку, который это сделал. И вдруг у меня появляется возможность создать не менее крутую продукцию. Это мечта.
— Липкие распивочные Достоевского оживут во всей красе.
— Не думайте, что это нуар. Согласитесь, наш зритель не очень его любит. У нас все будет ярко и динамично. Художник-постановщик предложил сделать из Санкт-Петербурга лабиринт. Порфирий Петрович все время будет как в каменных джунглях. Мы хотим сделать стильный фильм. Поспрашивайте людей на улицах, что они знают о Раскольникове? Убил старушку топором да еще — тварь ли я дрожащая или право имею. А люди должны понять, что все глубже.