A.М. Oпeкушин. Прoeкт № 7. Пeрвoнaчaльный вaриaнт. Зaтeм скульптoр «oсвoбoдил» бoльшoй пaлeц пoэтa из-зa бoртa сюртукa.1875 г.
Oбщee кoличeствo пaмятникoв (пaмятныx изoбрaжeний) Пушкину в мирe тoчнo нe пoдсчитaнo. В oдниx истoчникax нaзывaeтся цифрa 700, в другиx – 300. Зaмeтим, чтo в пeрвoй книгe «Пaмятники Пушкину», издaннoй в 1912 гoду, рeчь идет только о 20 памятниках поэту. Монументы Пушкину, созданные рукой ваятелей, сегодня можно увидеть и в африканской глубинке, и в самом центре Европы, в знойной Эфиопии и в заснеженной Финляндии…
Бронзовый Пушкин украшает скверы и площади Греции и Германии, Италии и Испании, Литвы и Узбекистана, Франции и Норвегии, Египта и Филиппин, Канады и США… Наибольшее количество памятников находится на родине поэта – в России, а также в странах бывшего СССР.
Н.А. Лаверецкий. Н.И. Бахман. Первый проект памятника Пушкину. 1860 г.
С каждым годом число авторов и количество созданных ими памятников великому поэту возрастает. Однако ни один из них нельзя назвать последним, но всегда под номером один останется памятник А.С. Пушкину, открытый в 1880 году на Тверском бульваре в Москве. Всегда скульптором, первым увековечившим в бронзе нашего гениального поэта, останется автор этого монумента уроженец земли Ярославской, академик из крепостных Александр Михайлович Опекушин (1838-1923). Творение Опекушина стало не только своеобразным эталоном для создания новых скульптурных изображений поэта. Московский памятник послужил основой для создания многих монументов в разных уголках страны и за рубежом, в том числе и самому Опекушину…
А. Опекушин. Акварель А. Кившенко. 1875. (ГРМ).
Любопытно, что и второй (С.Петербург, 1884), и третий (Кишинев, 1885) монументы Пушкину (весь почетный пьедестал!), и открытый в 1913 году в Подмосковном Остафьеве также принадлежат резцу Опекушина и все выполнены не без участия своего «старшего брата», навечно прописавшегося на Пушкинской площади в Москве. Все они производные от московского монумента поэту. Основой памятника в городе на Неве скульптору послужил проект №11, демонстрировавшийся в 1875 г. на завершающем этапе московского конкурса. Одна из моделей использовалась для создания памятника в Остафьеве, а Кишиневский парк украшает бюст – уменьшенная копия (чуть ниже плеч) монумента в Москве.
А.М. Опекушин. Барельеф А.С. Пушкина. 1870-е гг. (Оригинал в ГМП).
Интересна некоторая закономерность в датах, связанных с Пушкиным. Поэт умер в 1837 году в возрасте 37 лет. Впервые о создании ему «вековечного» памятника написал в 1843 году в своей статье о Пушкине Виссарион Белинский. Памятник на Тверском бульваре в Москве был открыт ровно через 37 лет – в 1880-м. 37 лет было Опекушину, когда комитет по сооружению памятника Пушкину в 1875 году окончательно утвердил его модель к исполнению. Вчитайтесь в фамилии поэта и скульптора: Пушкин и Опекушин. Как они похожи по звучанию!
Бронзовый Пушкин в центре Москвы знаком каждому из нас и давно стал олицетворением как самого поэта, так и его творчества. Именно он возникает в нашем воображении, когда речь заходит о Пушкине. А ведь автором монумента мог стать и другой скульптор. Претендентов было много. С момента создания первого проекта памятника (1860) до победы Опекушина на пушкинском конкурсе (1875) было создано более 50 моделей! Только на трех пушкинских выставках демонстрировались 45 работ! Многие из них, конечно, даже близко не выражали идею конкурса: были очень громоздкими и аллегоричными. Например, писатель Иван Тургенев находил проект Марка Антокольского смешным, карикатурным: «Нигде в Европе таких пьедесталов не делают. Что за шествие типов! Ха-ха-ха-ха!» (из письма Стасову).
М.М. Антокольский. Проект памятника Пушкину в Москве. 1875 г.
Заметим, что и первоначальный проект памятника Пушкину, выполненный в 1875 г. Опекушиным, был далеко не таким элегантным, каким видим мы нынешний монумент в центре Москвы. В течение нескольких лет Александр Михайлович дорабатывал модель статуи по замечаниям экспертов и членов жюри конкурса. Значительные изменения претерпели фигура и голова Пушкина. Изменилось положение шляпы: в окончательном варианте ее тулья прижата к плащу. Для большей выразительности и придания задумчивости образу своего героя Опекушин, первоначально «запустивший» руку Пушкина глубоко за борт сюртука, высвободил большой палец. Эти превращения хорошо видны на сохранившихся фото и иллюстрациях.
Памятник Пушкину в Москве. Скульптор изменил итоговое расположение шляпы.Фото автора. 2015 г.
Для того чтобы увидеть главное творение Опекушина, не обязательно ехать в центр Москвы. Уменьшенные отливки монумента с Пушкинской площади хранятся во многих музеях Москвы и Петербурга, в Пушкинском Заповеднике, Ярославле, Торжке…
Более подробно о скульптурных и графических изображениях первого поэта России, выполненных Опекушиным, а также истории их создания можно прочитать в новой книге Ольги Давыдовой «Увековеченный в бронзе. Пушкиниана скульптора Александра Опекушина», изданной в Москве в рамках целевой программы «Культура России (2012-2018 годы).