фoтo: Aлeксaндр Aстaфьeв
«Ники» в пoчeтнoй нoминaции «Чeсть и дoстoинствo» удoстoeн кинoрeжиссeр Aлeксaндр Сoкурoв, нe тoлькo чeстнo прoживaющий сoбствeнную xудoжeствeнную жизнь, нo смeлo брoсaющийся тудa, кудa другиe oпaсaются. Этo oн oбрaтился к прeзидeнту стрaны с прoсьбoй рeшить судьбу укрaинскoгo рeжиссeрa Oлeгa Сeнцoвa, oтбывaющeгo наказание в Якутии, после чего нашлись коллеги, обвинившие его в заискивании перед властью. Это Сокуров выступает в поддержку статуса Исаакиевского собора, который могут передать РПЦ. Любое поползновение на исторические и общественные ценности не оставляет его равнодушным. «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» отметят кинокритика Андрея Плахова. А спецприз Совета академии «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» получит наш классик Александр Митта.
В номинации «Лучший игровой фильм» — шесть картин: «Дама Пик» Павла Лунгина, «Дуэлянт» Алексея Мизгирева, «Коллектор» Алексея Красовского, «Монах и бес» Николая Досталя, «Рай» Андрея Кончаловского, «Ученик» Кирилла Серебренникова. В первом туре голосования в общем списке было 23 картины, а в других номинациях он был еще шире. Там встречались такие перлы, от которых волосы вставали дыбом. Три имени представлены в номинации «Лучшая режиссерская работа»: Николай Досталь, Андрей Кончаловский и Кирилл Серебренников. На «Лучшую сценарную работу» претендуют: Юрий Арабов с «Монахом и бесом», Андрей Кончаловский и Елена Киселева с «Раем», Алексей Красовский с «Коллектором» и Иван Твердовский-младший с «Зоологией». В операторской категории — Владислав Опельянц с «Учеником», Максим Осадчий с «Дуэлянтом», Александр Симонов с «Раем». «Лучшую музыку к фильму» написали: Эдуард Артемьев к «Герою», Василий Вакуленко (Баста) и Анна Соловьева к «Ке-дам» (картина Сергея Соловьева совершенно несправедливо обойдена вниманием), Игорь Вдовин к «Дуэлянту» и Илья Демуцкий к «Ученику» (в декабре он удостоен приза Европейской киноакадемии за свою работу).
Среди лучших актеров — Михаил Ефремов в «Хорошем мальчике» Оксаны Карас, Тимофей Трибунцев в «Монахе и бесе», Константин Хабенский в «Коллекторе», е Юлия Высоцкая в «Рае», Наталья Павленкова в «Зоологии» и Ксения Раппопорт в «Даме Пик». В ролях второго плана среди лучших — Михаил Боярский в «Самом лучшем дне» Жоры Крыжовникова, Алексей Горчилин в «Ученике», Борис Каморзин в «Монахе и бесе», Юлия Ауг и Светлана Брагарник в «Ученике», Елена Коренева в полуподпольном фильме Владимира Мирзоева «Ее звали Муму», у которого нет прокатной судьбы, да и вообще, его как будто нет. Организаторы «Ники» сделали все, чтобы киноакадемики голосовали со знанием дела, а не реагировали на знакомые имена. Заранее им были предоставлены закрытые ссылки на фильмы, так что многие наверстывали упущенное за год.
В итоге рекордсменом стал «Ученик» Кирилла Серебренникова, представленный в 8 номинациях. В лидеры вышел и «Дуэлянт». У него их 6. У «Рая и «Монаха и беса» — по 5. Многие считают, что Кончаловский, как президент «Ники» должен был снять свою картину с конкурса или хотя бы отказать от режиссерской номинации и главной — «Лучший фильм», оставив картину только в других профессиональных категориях. Но Андрею Сергеевичу и самому приятно получать призы, потешить самолюбие, и он этого не скрывает. Да и вообще это риторический вопрос, с которым всякий раз приходилось сталкиваться, к примеру, Олегу Янковскому на посту президента «Кинотавра». У «Дамы Пик» и «Коллектора» — по 4 номинации.
В категории «Лучший неигровой фильм» представлены: якутская картина «24 снега» Михаила Барынина, грандиозно прошедшая на недавнем Берлинском кинофестивале, снятая на энтузиазме ее продюсера — якутского ресторатора Егора Макарова, «В лучах Солнца» Виталия Манского, вызвавшая скандал в Северной Корее (у фильма уже целая обойма наград по миру), «Форсаж. Возвращение» Наталии Гугуевой. Наши документалисты держат марку, как и анимационных цех. Среди лучших мультипликационых картин — «До любви» режиссера Игоря Ковалева и художника Дмитрия Маланичева — ныне арт-директора проекта «Симпсоны». Здесь же представлены «Кукушка» Дины Великовской и «Питон и сторож» Антона Дьякова. А сколько их коллег с прекрасными работами не вышли на финишную прямую! В «Открытие года» представлены: режиссер Эдуард Бордуков с дебютной «Коробкой», режиссер и сценарист Алексей Красовский, снявший экспериментальный монофильм с одним актером на экране — Константином Хабенским и несколькими за кадром, актер Петр Скворцов, сыгравший роль неистово верующего в «Ученике» Кирилла Серебренникова.
В категории «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» представлены на редкость качественные картины: киргизское «Завещание отца» Бакыта Мукула и Дастана Жапар Уулу, азербайджанский «Красный сад» Мирбалы Салимли, созданный при участии российских кинематографистов, «Подробности осени» узбекского классика Зульфикара Мусакова, казахстанская «Чума в ауле Каратас» Адильхана Ержанова, «Чужой дом» грузинской дебютантки Русудан Глурджидзе, снятый при участии России, Хорватии и Испании с Ольгой Дыховичной в одной из ролей и о событиях в Абхазии. Эта картина уже получила престижную награду в Карловых Варах и хорошо известна в кинематографическом мире.