Число частных космических компаний растет — и это дает инвесторам возможность сформировать совершенно новую отрасль. Долгое время космос был закрытым для большинства из нас. Прошло почти 60 лет с тех пор, как запуск «Спутника-1» возвестил рождение космической эры. С тех пор люди побывали на Луне, роботы-марсоходы изъездили поверхность Марса, разнообразные зонды исследовали миры нашей Солнечной системы — не так давно и Плутон посетили. Только космическая отрасль обычно оставалась на откуп правительствам — только у них были достаточно глубокие карманы, чтобы финансировать его.
В последние годы, однако, компании вроде SpaceX и Virgin Galactic начали коммерциализировать освоение космоса — набрав оборот в 13 миллиардов долларов за последнее десятилетие. Эти инвесторы могут взять и реализовать смелые идеи, отдых на Луне, добычу полезных ископаемых на астероидах и полеты на Марс — идеи, которые многим обычным людям казались фантастическими. Только в прошлом месяце поступило предложение закончить лунную базу к 2030-м годам — и частные инвесторы могут существенно помочь NASA в этом деле. Рынок растет и становится все более актуальным для повседневных потребителей — инвесторы начинают подмечать необъятные богатства недр космоса.
Как и Чад Андерсон. Он работает управляющим директором европейских операций в Space Angels Network, инвестиционной сети, которая связывает потенциальных космических инвесторов с коммерческой космической промышленностью.
«Космос — это промышленность, которую еще только предстоит нарисовать, — говорит он, имея в виду, что люди, вкладывающие в космос сегодня, формируют его направление и будущее целой отрасли. — В 2012 году у нас было 20 ангельских инвесторов, сегодня их уже 60».
«Мы входим в эпоху золотой лихорадки освоения космоса», — считает Кевин Кук из Space Foundation, некоммерческой организации, задача которой направлена на повышение осведомленности о всех аспектах космической отрасли.
Некоторые сегменты космической промышленности уже хорошо себя зарекомендовали. По сути, мы живем в мире, который уже изменился под влиянием космоса. Эта отрасль в настоящее время оценивается в 300 миллиардов долларов. Большая часть этих денег поддерживает развитие спутников и пусковых ракет — рынка, который крупные коммерческие компании уже считают жизнеспособным вариантом для развития бизнеса.
Но пока организации обращаются к более безопасным рынкам, рост частного индивидуального инвестирования помогает финансированию необычных космических предприятий вроде добычи ресурсов в космосе и космического туризма. Андерсон называет их проектами «черного неба» и говорит, что большинство частных инвесторов — порядка 80% — готовы вкладывать в них деньги. У индивидуальных инвесторов развязаны руки в отношении таких предприятий, в отличие от правительств или крупных компаний.
Одним из таких инвесторов является Дилан Тейлор. Он купил билет в космос на борту высотного воздушного шара, разработкой которого занимается аризонская компания World View. Его мотивация довольно проста. «Дело не в деньгах, дело в помощи этой отрасли, я хочу наблюдать ее развитие», — говорит он. Среди многих компаний, в которые инвестировал Тейлор, есть и колорадская Golden Spike, дитя планетолога Алана Штерна. Эта компания планирует предоставлять частные услуги по транспортировке на Луну. «Если вы можете это представить, значит так и будет, — говорит Тейлор. — Это изменит мир».
Заманчивые инвестиции
Тем не менее потенциальные инвесторы должны еще дважды подумать, прежде чем инвестировать в предприятия «черного неба». «Нужны бравые смельчаки, которые не боятся потерять рабочие места, готовые инвестировать в эти инновационные проекты, — объясняет Хосе Мариано Лопес. Лопес рассчитывает, что эти индивиды будут инвестировать в его барселонскую компанию Zero2Infinity, которая тоже будет за денежку отправлять людей на границу с космосом в гелиевых шарах уже через пару лет.
Тейлор и ему подобные сравнивают то, где мы находимся с этими космическими предприятиями, с интернетом начала 90-х. Он видит себя в качестве эквивалента инвестора одной из тех первых фирм. «Люди сомневались в то время, но компании вроде Amazon и eBay появились как раз в тот период».
Несмотря на риски, потенциальные выигрыши делают такие инвестиции заманчивыми. «Я из школы мысли Питера Тиля, — объясняет Андерсон, ссылаясь на американского предпринимателя, создавшего компанию PayPal. — Чтобы получить реальную отдачу от инвестиций, нужно сделать либо что-то в 10 раз лучшее того, что есть на рынке, либо что-то совершенно новое». SpaceX, Google и Facebook первыми создали новый рынок, и в случае успеха весь мир будет вашим.
На самом деле, диковинные отрасли космической промышленности уже генерируют доход. Горнодобывающая компания Planetary Resources делает деньги из контрактов с компаниями и частными лицами — хотя ей понадобится некоторое время, чтобы добраться до астероидов. Основанная Эриком Андерсоном и Питером Диамандисом, Planetary Resources включает в список советников ветеранов астронавтики NASA и Джеймса Кэмерона — того самого, кто снял «Аватар», фильм о добыче ресурсов на спутниках планет.
Сообщение Planetary Resources инвесторам довольно простое: они считают, что в поясе астероидов имеется достаточно экономически ценного материала, чтобы пересмотреть богатство Земли. «Трудно представить себе, насколько много ресурсов есть в нашей Солнечной системе», — говорит Андерсон. Инвестиции могут привести к огромным доходам — и возможности поддерживать наш вид, когда ограниченные ресурсы Земли начнут истощаться.
Обещание полетов людей в космос — это еще одна область интереса для частных инвесторов, хотя пока неясно, насколько мудрым будет инвестировать в космический туризм и похожие предприятия. Все это совершенно новые рынки. Известно, что более 1000 человек уже оплатили билеты в космос, но сложно понять, являются они эквивалентом первопроходцев или вообще представляют весь рынок коммерческих космических путешествий. «Никто не знает потенциала этой сферы, но в то же время именно это делает эту сферу такой интересной».
Конечно, как и с любыми инвестициями, здесь присутствует риск. Да, на этом будут сделаны целые состояния, но другие рискнут и проиграют. Некоторые компании прогорят. Можно сравнить это с интернет-бумом начала 90-х: появились успешные компании, но многие другие проиграли. Инвесторы надеются, что их выборы станут верными.
Экономика остается неясной. Тейлор твердо считает, что потенциал обещает многое. «Очень скоро на космос будет приходиться 10% мировой экономики», — считает он. Сюда будут входить как рынок спутников, так и предприятия «черного неба», а также еще не придуманные и не реализованные предприятия.
Долгое время о космосе думали лишь ученые и инженеры. «Сейчас вы увидите, как эта отрасль вырастет до законной предпринимательской деятельности. Мы пока не знаем всех возможностей, которые придут к нам из космоса», считает Андерсон.