На открывшемся в Манеже фестивале «Интермузей» кидаются яйцами

Фoтo: прeсс-службa «Интeрмузeй-2017»

Фeстивaль нe был бы визитнoй кaртoчкoй музeйнoгo сooбщeствa, eсли бы устрaивaл прoстo скучный пoкaз. «Интeрмузeй» — этo прeждe всeгo бурлящий кoтлoвaн с сoтнями твoрчeскиx лaбoрaтoрий, квeстoв, мaстeр-клaссoв, лeкций, дискуссий, «круглыx стoлoв», выстaвoк, кoтoрыe рaзвeрнулись нa нижнeм этаже Манежа («Строители нового мира. Коминтерн. 1918–1924» центра РОСИЗО), в Историческом музее, Музее архитектуры и Московском Кремле.

В Манеже ставку делают на инклюзивную программу. За длинным столом в центре зала с десяток человек сидят с перевязанными изумрудными лентами глазами и рисуют, представляя себя незрячими. Как правильно это делать, объясняет сотрудник саратовского Музея Радищева. По соседству на стенде ГМИИ им. Пушкина с помощью тактильной модели слепые и слабовидящие познают будущий Музейный городок, ощупывают 3D-макеты картин Пикассо и Матисса из собрания музея. А зрячие посетители открывают для себя тактильный опыт восприятия и ощущения невидящих людей благодаря темным очкам.

Шлемы виртуальной реальности переносят в инновационный центр Эрмитажа, который сейчас активно строится. Застаем его будущих сотрудников за использованием солнечных батарей — после отказа от химикатов при реставрации. Скачав приложение на девайс и наведя его на карточки с фотографиями знаковых скульптур музея, замираем от их вырастания на наших глазах. С тем же самым сталкиваемся на стенде РОСИЗО, который позаботился, в отличие от Эрмитажа, предоставить посетителям планшеты. Наводим их на картинки и получаем знаковые изображения дополненной реальности знаковых произведений из коллекции центра, среди которых «Летящий медведь» Леонида Сокова.

«Аппарат лечения всех болезней» Александра Емельянова. Фото: пресс-служба «Интермузей-2017»

Все это возможно благодаря приложению дополненной реальности ARTEFACT, разработал которое Минкульт для российских музеев. Программа не только показывает недоступное, но и распознает экспонаты, рассказывает о них, находит близлежащие музеи и выставки. Третьяковская галерея, поддерживающая в последнее время все инновации, одна из первых перешла на ARTEFACT. Но здесь она решила напомнить про свой проект «Интенсив ХХ», который захватил кольцевую станцию метро «Парк культуры» и поезд метрополитена искусством прошлого века. На фестивале нас переносят в вагон метро, где сидят на вагонных сиденьях и смотрят видеоролик про проект. Зелено-красный дизайн видеоролика и самого стенда опирается на знаменитую картину «Русский ХХ век» Эрика Булатова.

От музейных флагманов в сфере технологий не отстают их меньшие коллеги. Про площадку музея современной истории России рассказывает робот-экскурсовод, который свободно отвечает на вопросы посетителей, фотографирует их и отдает распечатанные снимки. Музей лубка удивляет чудо-экспонатом «Аппарат лечения всех болезней», сделанным и расписанным самородком из самарской глубинки Александром Емельяновым. Врач по профессии и художник по призванию, он сделал арт-объект, напоминающий утыканный десятками проводов и кнопок красочный автомат с бензоколонки. Нажимая и дергая их согласно инструкции, посетители всех возрастов получают свою дозу арт-терапии.

Еще из столичных площадок выделяется Музей ГУЛАГа. Архитектор Анна Редькина превратила его стенд в песочно-голубой шкаф с секретом, который прячется в десятках ящиков, отсылающих к популярному сегодня на Западе открытому хранению экспонатов. Внутри находим редкие предметы, связанные с лагерями: от карт и документов до фотографий и книг Солженицына. Если все ящики и створки-«первертушки» закрыты правильно, обнаруживаем цитату про «Архипелаг» из российского философа Подороги.

Провинция на фестивале не отстает от столицы. Пермский музей современного искусства демонстрирует перевод графики в 3D-модели, тактильные таблички и звуковые информаторы для слепых и слабовидящих. Заслуживает внимания воплощенная один в один в инсталляции картина Николая Пантикова, где черные куры клюют зерно на полу цвета яичного желтка, а между ними прорастает красное дерево с белоснежными простынями на ветках. Рядом лежат картонки с яйцами, с которыми можно делать, что захочется, так как смотрителя у стенда в день открытия фестиваля не было минимум час. За это время кто-то успел съесть часть сырых яиц, покидаться ими или забрать с собой.

Мы упомянули одни из самых выигрышных стендов. Естественно, есть и те, чьи организаторы не стали заморачиваться и сделали все для галочки, либо показали почти то же самое, что и в прошлом году, слегка обновив экспозицию. Но общее впечатление от фестиваля впечатляющее. Готовьтесь, многое из того, что представлено здесь, и есть наша музейная жизнь на ближайшие годы.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.