фoтo: ru.wikipedia.org
Xoтя с гoдaми oпрeдeлeниe «инди-музыкa» сильнo видoизмeнилaсь, eсли брaть ee глaвную oтличитeльную чeрту — нeзaвисимoсть (oт кoнкрeтныx стилeй, мэйджoр-лeйблoв, фoрмaтa и клишe), тo в этoм смыслe Мoрэ&Рэльсы — впeрeди плaнeты всeй. Oни нe бoятся экспeримeнтирoвaть, нo oригинaльничaют нe рaди oригинaльнoсти, a пoтoму чтo движeниe в нoвыx нaпрaвлeнияx, музыкaльныe oпыты дoстaвляют удовольствие и им, и публике. Несколько месяцев назад они выпустили кавер-клип на песню «Кино» «Видели ночь». Он практически в точности копирует кадры из оригинального видео, снятого в конце 1980-х. Артисты копируют движения, композицию, стиль одежды, интерьер, но используют свою песню «Тыц-Тыц Ла-Ла-Ла» с альбома 2016 «Медленно стекать в море». «МК» узнал о подробностях этой работы, поговорил с исполнителями об актуальности музыки прошлого и новых тенденциях, движении DIY (“do it yourself” — “сделай это сам” — прим. авт.) и расстановке сил на современной сцене.
— Ребята, расскажите, как появилась идея сделать необычный кавер-клип на песню «Кино»?
— Мы увидели в интернете кавер на композицию Звуки Му в исполнении группы The Nation. Нам очень понравился такой подход. Хотя задача у тех ребят была проще, так как у них всё снято в одной комнате, одним планом. Мы же выбрали героев нашего детства — группу «Кино». Их — оригинальный клип на песню «Видели ночь» довольно не стандартный в плане монтажа. Мы решили развить эту тему.
— Хотя за 20 лет музыкальная атмосфера, альтернативные веяния изменились, до сих пор артисты обращаются к героям прошлого. В чем сегодня актуальность того, что они делали?
— Гениальность какой-либо группы как раз и состоит в том, что она актуальна в любое время. Независимо от модных современных стилей. Неважно, 20 лет назад существовала команда, 30 или 10. Темы и ритмы, которые есть в этих песнях, близки и понятны многим поколениям.
— А заметна ли все же некая смена тенденций на рок, инди-сцене, произошедшая с момента возникновения группы до сегодняшнего дня?
— Ритмы музыки — как волны, которые подхватывают нас вместе со всем миром и несут куда-то в подвал, на сцену какого-нибудь клуба, где все мокрые от пота, прыгают, пляшут и понимают друг друга. Сегодня огромная волна, завтра поменьше. И ритмы музыки определяет эта волна.
— Как изменились с годами ваши личные амбиции? Насколько мне известно, изначально одной из главных целей было создавать музыку, не похожую на русский рок в то время. Какую планку вы ставите сейчас?
— Традиции «русского подхода» и сейчас бороздят радио- и тв-пространство. Планки нет, мы и многие другие группы существуем параллельно этому мейнстриму. Это не коммерция, а такой вид искусства. Если есть свободное время заниматься этим, мы это делаем, выражаем себя через призму современной волны.
— Вы долгое время были активными сторонниками идеологии D.I.Y., издавали альбомы на собственном независимом лейбле. Что побудило вас потом отойти от этой истории?
— Всё, от чего мы отошли, это от так называемого «хэндмэйда», когда мы сами собирали коробки и клеили наклейки на диск. В остальном вся организация осталась за нами. Мы сами планируем запись, продюсируем её и выпускаем.
— Как «мутировал» с годами стиль «Морэ&Рэльсы» от инди-рока (как вы его обозначали вначале) к «Surf.North»? И что, собственно, вы вкладываете в последнее определение?
— Инди-рок — это очень размытое понятие. Тут в музыке может быть сотни стилистических симбиозов, ответвлений, слияний, трансформаций и т.п. Поэтому это и называется независимой музыкой, роком. Surf.North — это одна из форм такого симбиоза, и он выражает, скорее, наше внутреннее состояние, наше восприятие, а не стиль музыки. Так что мы по прежнему остаемся в упряжке инди-..уинди.
— Вы выступали на большом количестве фестивалей, в том числе наиболее известных в России — «Крылья», «Нашествие», позже на Кубане. Что дает музыкантам фестивальная история? Это просто возможность выступить перед большим количеством людей на свежем воздухе и пообщаться с друзьями-коллегами, или же опен-эйры действительно могут дать толчок быстрому росту популярности, расширению аудитории? Интересны ваши наблюдения…
— Конечно, прежде всего это возможность пообщаться. Но и коммерчески это тоже выгодно. Только для этого нужен постоянный информационный прессинг вроде «мы на таком-то фестивале, мы с такими-то музыкантами, мы разогревали того-то, мы участвовали там-то, мы,мы,мы,мы…такие-то крутые, потому что сыграли перед ДДТ» — в этом духе. Вообще, интересны и фестивали, и сольные выступления, где есть больше возможности раскрыться. Кстати, 25 мая мы сыграем очередной большой сольный концерт в клубе Fassbinder в Москве.
— В 2010 вы взяли тайм-аут. Как повлиял на дальнейшее движение группы этот перерыв, и планировали ли вы собраться снова позже, когда приостановили свою деятельность?
— Собраться позже — нет, не планировали, но каждый допускал эту вероятность. А повлияло это не на группу, а на каждого в отдельности. Мы стали заниматься чем-то другим, открыли глаза на другие аспекты жизни.
— Изменили бы вы сейчас что-то в своей музыкальной истории, если бы была такая возможность? Чего, по внутренним ощущениям, уже точно удалось добиться, а что осталось пока нереализованным?
— А мы и так что-то меняем в силу своих возможностей. Нереализованного тоже много. И, боюсь, многое таким и останется. А вообще, все наши альбомы — это то, чего мы добились. То, что мы сделаем в будущем, — это нереализованное. Помните, в фильме «Назад в будущее» спортивный альманах с результатами всех соревнований? Неплохо было бы иметь такой с результатами всего своего творчества.
— Как изменилась расстановка сил на современной сцене? Какой период вам кажется более комфортным в творческом смысле — нынешний или то время, когда история группы только начиналась?
— Когда ты юн и глуп, у тебя есть величайшая человеческая способность открывать для себя что-то новое. В эти моменты очень важно состояние и ощущение себя… Ожидание чего-то великолепного. Гореть в этом состоянии, конечно, комфортнее, чем гореть сейчас.