фото: Ксения Коробейникова
Филипп Шансель на фоне своих бунтарок.
За два дня до официального открытия выставки «МК» первым пришел в музей и застал ее монтаж. Снимки одеваются в рамы, постеры приклеиваются к стене на скотч, остальные черно-белые работы лежат на полу, напоминая цветом шахматную доску. На ней вырисовывается реальное противостояние двух французских группировок — афроамериканцев из «Пантер» и французов из «Викингов». Последние — поклонники старомодных автомобилей, раннего американского рок-н-ролла и буги-вуги в исполнении Билла Хейли, Чака Берри и Фэтс Домино — назвали себя в честь американской группы 1950-х, впервые объединившей представителей разных рас.
«Пантеры» позаимствовали свое название у афроамериканской леворадикальной организации, отстаивающей гражданские права чернокожего населения. Моменты мятежного, бунтарского духа успел запечатлеть Филипп Шансель и превратить кадры в ценные документы эпохи.
— Филипп — фотограф-экстремал, который не ищет легких путей, — говорит куратор выставки Анна Зайцева. — Чем сюжеты сложнее, тем больше у него азарта. Эти молодежные группировки — не подпольные, но весьма закрытые сообщества. Чтобы пробраться в них и сделать серию такого уровня, надо обладать репортерским талантом. Особенно он чувствуется в съемке Северной Кореи, про которую фотограф недавно опубликовал книгу. Как он умудрился проникнуть туда, отснять десятки сильных кадров, выдержать в них тонкую грань и выпустить про это книгу — не представляю. Кстати, вот идет сам Шансель, спросите у него…
— Филипп, недавно наш документалист Виталий Манский представил фильм про Северную Корею «В лучах солнца»; одно из его достоинств — беспристрастность. Она есть и в вашей съемке. Вы осознанно не навязываете свое мнение?
— Я стараюсь снимать объективно, без пафоса и излишней чувственности. Но показать Северную Корею с обеих сторон — невозможно. Этого не позволяют. В основном я снимал парадную сторону жизни, но видел и темную, в ней много тайн. Даже не могу что-то утверждать.
— Не утверждайте, поделитесь впечатлением.
— С 2000-х я был семь раз в Северной Корее, стране, которую больше всего ненавидят и при этом меньше всего знают. Политический режим не всегда равен человеческому настроению. Там есть явления, которые поражают и даже очаровывают: эстетическое отношение народа к власти, ее жизнь по сценарию, дурманящая пропаганда… Я защищаю эту страну как могу, за это меня часто обвиняют. Хотя я просто фиксирую действительность. Мир не делится на черное и белое — в нем много оттенков. Фотограф должен показать их без личного отбора.
— У фотографа есть долг?
— Да, он должен найти фрагмент реальности, увеличить его и передать публике. Я это понял в Арабских Эмиратах, когда увлекся жизнью строителей роскошных зданий. На первый взгляд, это хорошо одетые, довольные жизнью индусы, но при детальном рассмотрении понимаешь, что это рабы, которые испытывают массу тягот и по полгода не могут увидеть свои семьи из-за жестких правил контракта. Фотографы редко обращают на этих людей внимание, предпочитая броскую архитектуру. Вот и получается, что Интернет полон бессмысленных красивых картинок, которые я не воспринимаю. Стираются всякие границы, отличающее настоящее искусство от фальши. Фотография не должна быть поверхностной, ее задача — раскрывать суть вещей, даже если автор рискует жизнью.
Стратегические партнеры Музея: MasterCard, Ahmad Tea, Новатэк.