Украинский бизнес понемногу приходит в себя и приспосабливается к новым политическим и экономическим реалиям, возвращаясь к таким базовым моментам, как обучение персонала. В период кризиса расходы на обучение персонала одними из первых попали под сокращение в рамках программ компаний по оптимизации.
Возвращение к основам
По оценкам экспертов, если в 2014 году вопросами обучения персонала занимался в основном крупный бизнес и компании с западным капиталом, то к середине 2015 года о необходимости повышения квалификации сотрудников вспомнил и МСБ (малый и средний бизнес).
«В 2014 году в связи со сложной ситуацией в стране многие компании приостановили либо сократили обучение сотрудников, т.к. неизвестно было, что вообще делать дальше. Продолжили корпоративное обучение персонала лидеры рынка и компании с иностранным капиталом. Сейчас ситуация меняется, многие компании активизировались в этом направлении. Увеличилось количество компаний, которые занимаются созданием собственных корпоративных университетов и привлекают на работу внутренних тренеров», — обрисовывает ситуацию Павел Шулика, коммерческий директор тренинговой компании SMART Consulting.
К примеру, в компании «САН ИнБев Украина» за планирование, проведение и отслеживание эффективности тренингов отвечает корпоративный университет. У компании есть внутренние тренеры, которые в основном работают над развитием лидерских компетенций. Для отдельных тренингов привлекаются внешние специалисты.
«Количество тренингов по сравнению с докризисным периодом у нас не изменилось. Ведь тренинг — это лишь один из инструментов развития сотрудника. Развитие в компании проходит по принципу 70-20-10, где 70% — опыт на рабочем месте, 20% — коучинг, 10% — тренинг. Мы рассматриваем тренинги как инвестиции в персонал, и компания готова инвестировать в тренинги тогда, когда это действительно необходимо», — рассказывает Ирина Гонтарь, эксперт по системам управления персоналом компании «САН ИнБев Украина».
По словам Павла Шулики, стоимость образовательных услуг за год выросла в среднем на 30-40% в гривне. При этом далеко не все тренинговые компании смогли пережить непростой 2014 год, многие вынуждены были уйти с рынка.
Происходят изменения и в подходах компаний к обучению персонала. Ранее, лет 5-6 назад, когда компании начали «приходить в себя» после кризиса 2008 года, компании-заказчики воспринимали тренинги как некую «пилюлю» для решения многих вопросов «одним махом». «Сейчас ситуация меняется, компании более профессионально подходят к вопросам развития сотрудников: заказывают не просто тренинги, а комплексные мероприятия с пред- и пост-тренинговой работой для получения максимального результата», — говорит Павел Шулика.
Чему и кого учат?
Согласно опросу экспертов, проведенному Delo.UA, прямой зависимости между размером компании, спецификой ее работы и отношением к обучению персонала нет. Тем не менее, в первую очередь озадачены обучением сотрудников компании, которые ориентированы на работу с розничными клиентами.
Наиболее продвинутые системы обучения — в телекоммуникационных компаниях, в секторе с высочайшим уровнем конкуренции. Такая же ситуация в секторе финансовых услуг, ритейле и FMCG секторе (товары народного потребления).
Кого в первую очередь учат? Это, конечно же, отдел продаж и топ-менеджмент. Причем фокус часто делается на обучении линейных менеджеров и менеджеров среднего звена.
Ирина Гонтарь поясняет, что именно сотрудники отдела продаж представляют компанию перед клиентами и генерируют прибыль, поэтому важно, чтобы все они использовали единый принятый подход к работе. «Также очень важно обучение руководителей, они должны уметь эффективно управлять командой», — отмечает Гонтарь.
Какие тренинги пользуются наибольшим спросом? «Как говорить, что говорить, с кем говорить, как нивелировать конфликты, как пережить и использовать период изменений, как структурировать и подавать информацию, как провести сложные переговоры и т.д.» — обобщает Наталья Копыленко, руководитель Академии Бизнеса EY в Украине.
По ее словам, в последнее время повысился спрос не только на корпоративные, но и на индивидуальные тренинги. «Можно отметить многочисленные запросы на индивидуальное обучение. Спектр программ разнообразный — от подготовки и проведения презентаций до сравнения МСФО (международные стандарты финотчетности) и П(С)БУ (украинские стандарты бухучета)», — говорит Наталья Копыленко.
По оценкам Павла Шулики, вырос спрос на тренинги, которые помогают менеджменту и ключевым сотрудникам эффективно работать в кризис и в период нестабильности (к примеру, «Управление изменениями в компаниях», «Работа компаний в кризис»). Одним из самых востребованных тренингов прошлого года был «Стресс-менеджмент», востребован он и сегодня. Никогда не выходят из моды такие тренинги, как «Развитие навыков продаж», «Переговоры», тренинги для розницы (продавцы, обслуживающий персонал).
В завершение можно отметить, что уже не только собственники крупных компаний начинают рассматривать обучение как обязательный инструмент повышения эффективности действий персонала, который влияет на достижение стратегических целей компании, но и МСБ. Бизнес стал более системно подходить к обучению, что не может не радовать.