Законопроект направлен на реализацию Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года в части стимулирования компаний к инновациям и развитию инструментов поддержки технологической модернизации. Реализация законопроекта будет способствовать росту инвестиционной активности компаний, их инновационному развитию через использование всех инструментов экономического регулирования, в том числе налоговой политики.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 217, 284 и 2842 Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект) подготовлен Минэкономразвития в целях реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства от 8 декабря 2011 года №2227-р).
Федеральным законом от 28 декабря 2010 года №395-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) установлена возможность применения налоговой ставки 0% по налогам на доходы физических лиц и на прибыль организаций по доходам, получаемым от реализации акций и долей участия в уставном капитале российских организаций, при условии владения ими налогоплательщиком на праве собственности или другом вещном праве более пяти лет.
В то же время в перечень ценных бумаг, на которые распространяется действие Федерального закона, не входят облигации высокотехнологичных компаний, а также инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов, которые также относятся к инструментам развития высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики и служат источником финансирования инновационных проектов. При этом в отношении акций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, Федеральным законом установлено, что такие акции должны быть акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.
В связи с тем, что средняя продолжительность перехода проекта с одной стадии развития на другую составляет от одного года до двух лет, пятилетний срок владения акциями инновационной компании не соответствует горизонту инвестирования на публичном фондовом рынке, что практически нивелирует стимулирующую функцию этой нормы.
Так, при инвестировании в инновационные компании снижение рисков инвестирования в ценные бумаги возможно в рамках процедур биржевого листинга и раскрытия информации. При этом существующий механизм, устанавливающий пятилетний срок владения такими бумагами, существенно снижает приток инвестиций в инновационные компании в отличие от традиционных секторов экономики.
Законопроектом предлагается распространить налоговые льготы по доходам от операций по реализации или другому выбытию акций российских организаций (долей участия в уставном капитале российских организаций) на облигации российских организаций и инвестиционные паи.
Кроме того, предлагается сократить срок владения физическим и юридическим лицом акциями и облигациями таких организаций, а также инвестиционными паями, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, для признания дохода от операций по их реализации, не подлежащим налогообложению (облагаемым по налоговой ставке 0%) с пяти лет до одного года.
Предлагаемые изменения будут действовать с момента вступления законопроекта в силу до 31 декабря 2022 года включительно, после чего вступят в силу действующие в настоящее время нормы.
По мнению участников рынка высокотехнологичных акций, введение льготы, предусматривающей снижение срока владения ценными бумагами на вещном праве или праве собственности до одного года на период до 2023 года, позволит обеспечить эффективный стимулирующий инструмент инвестирования в инновационную сферу, будет способствовать повышению спроса на инновационную продукцию у инвесторов.
Реализация законопроекта позволит повысить степень инвестиционной активности и создать условия для развития инструментов поддержки и финансирования инновационных проектов.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.