Кaк грoбницa выглядит сeйчaс (бeз сaркoфaгa)
Oб oсoбeннoстяx нoвoй музeйнoй прaктики вaжныx aрxeoлoгичeскиx 3D-рeкoнструкций нaм рaсскaзaл eгиптoлoг Виктoр Сoлкин.
— Виктор, насколько я понимаю, любитель египетских древностей может теперь пойти двумя путями — поехать в Луксор, чтобы рассмотреть погребальную камеру воочию (точнее то, что от нее осталось) и увидеть вашу трехмерную видео-реконструкцию — как это всё было в первозданном виде…
— Да, причем, эти два способа взаимодополняющие, — говорит Виктор Солкин, — глобально проблема заключается в том, что, зачастую, самый страшный урон египетским древностям был нанесен вовсе не в Средние века, а в XIX — начале XX вв., и связано это было как с активной индустриализацией, так и с изменением экологии. Действительно, экологическая ситуация в долине Нила стала тяжелой, храмы и гробницы очень пострадали, и нам остается только завидовать путешественникам середины и начала XIX века, которое видели цветные колоннады, цветные росписи гробниц… И в этом свете история с 3D-реконструкцией становится весьма актуальной: речь идет о знаменитой гробнице царицы Нефертари в Фиванском некрополе (13 век до новой эры), а Нефертари была самой любимой из множества жен фараона Рамсеса Великого…
— Это один из главных шедевров в Фивах?
— Гробница относительно небольшая, но она по-царски была отделана — там более 520 квадратных метров расписных рельефов, которые в фантастической сохранности донесли до нас не только объем, но и цвет. То есть это яркие, полихромные росписи, объемные изображения царицы, которая идет в загробный мир, встречается с божествами, проходит через загробный суд, и выходит в виде оправданной на суде души. В 1904 году выдающийся итальянский археолог Эрнесто Скиапарелли обнаружил эту гробницу: с одной стороны, она ограблена, и нашел он не так много вещей (хотя там был и саркофаг царицы (теперь он в Турине), и ее личные вещи, и магические обрядовые статуэтки, которое должны были защищать в загробном мире). Все, что нашел — он вывозит в Турин. Но в 1904 году он еще застает великолепное состояние росписей; и если посмотреть эти фотографии, то нам становится грустно: с 1904-го по 1960-е ушла (погибла) приблизительно 1/4 расписанных рельефов.
— В связи с чем?
— Дело в том, что популярные гробницы, привлекающие к себе туристов, страдают очень сильно: туристы дышат, накапливается влага, влага реагирует с солью, которая находится в известняке скалы, где вырублена сама гробница. И вот эта соль отслаивает от стен штукатурку, росписи со временем просто обрушиваются на пол. Так вот, если использовать самые первые фотографии, которые нам доступны, то можно сделать полноценную научную реконструкцию (причем, здесь нет никаких придумок и домыслов), получается полное погружение в памятник — каким он остался после египетских мастеров 13 века до новой эры.
Видеореконструкция гробницы на момент 1904 года.
— Это серьезный труд?
— Титанический. Андрей Плаксин (замечательный наш 3D-дизайнер, одновременно с детства увлекающийся египтологией) сначала собирал архив из более чем 2500 фотографий (как времен Скиапарелли, так и 60-х и 90-х годов — когда гробница реставрировалась), а потом скрупулезно делал реконструкцию (это видеофайл, в котором при значительном увеличении можно рассмотреть элемент каждой стены, прочитать иероглифические надписи, детально все изучить). То есть, во-первых, вы всё это смотрите, не нанося никакого урона памятнику, во-вторых, сейчас ряд помещений в самой гробнице закрыт в виду особенной хрупкости (или близко не подойдешь к стенам, стоят ограждения), — а на реконструкции — пожалуйста, все есть в доступе. Так что приехать реально в Фивы, и посмотреть 3D — это два важных элемента, в совокупности позволяющие лучше понять этот памятник. Надо помнить, что сейчас Египет ненадолго разрешил по специальному билету допуск в гробницу Нефертари, но была оговорка — это всего на год или полтора, гробницу все равно потом закроют, и наша работа в этом свете приобретает особенную ценность.
— Работа шла долго?
— Два года: это не только сбор архива и подбор необходимых программ; дело в том, что часть обрушенных фрагментов стен — это иероглифические надписи, это комментарии к знаменитой Книге мертвых, поэтому работа потребовала хороших знаний древнеегипетского языка; потребовала знаний искусства этой эпохи, потому что некоторые изображения восстанавливались при помощи аналогов из других гробниц этого времени. Интерес к нашей реконструкции огромный: промежуточные видеоролики, выставленные в сетях, получили более полутора миллиона лайков, цифра большая для древнего искусства; 3D высоко оценили и Египет, и несколько французских и итальянских египтологов, занимающихся эпохой Рамсеса Великого. Следующий этап — будут появляться переводы текстов, которые размещены на стенах, таким образом, она станет более доступной в образовательных целях…
— И все это презентуется в связи с открытием выставки в Эрмитаже?
— Это счастливое совпадение. Мы, начиная работу, конечно, об этом не думали. Но теперь приезжают древности из Турина, и это знаменательное событие. Забавно то, что когда-то бОльшую часть этой коллекции предлагали купить русскому императорскому дому, но, к сожалению, тогда Александр Первый отказался (то есть, это могло бы быть сейчас гордостью России, а не Италии), и вот впервые за очень долгие годы мы увидим привозные египетские сокровища (последним в 1973-м был Тутанхамон из Каирского музея, после — ничего крупного не было), — это более 250 вещей, связанных как с царицей Нефертари, так и всякие артефакты эпохи Рамсеса Великого (начиная с колоссальных царских статуй, и завершая изящными косметическими принадлежностями египетских красавиц, личными вещами строителей царских гробниц, мебелью), — абсолютно живая картина 13 века до новой эры, от царей и богов, и до того, чем окружал себя простой египтянин, и как он мыслил свое земное существование. Все это будет в Малом манеже Зимнего Дворца (изначально выставка была сделана для Нидерландов). Так что наш проект и проект Эрмитажа — удачно дополняют друг друга.