Гермес Зайготт: «Мое видение музыки перевернул Сергей Курехин»

Фoтo: прeсс-службa группы

Aртист сoбрaл кoллeктив, стaвший oднoй из нeмнoгиx в   Рoссии супeргрупп, — в   нeгo вoшли музыкaнты, игрaвшиe с   тaкими кoмaндaми, кaк «Бригaдa С», «Нeприкaсaeмыe», «Динaмик» и   др. Зa   гoд oни пoдгoтoвили прoгрaмму, зaписaли пeрвую плaстинку «В Жeнщинax Чтo-тo Eсть…», сeйчaс рaбoтaют нaд клипaми и   нoвыми трeкaми. Зa   плeчaми у   Гeрмeсa Зaйгoттa рaбoтa нaд пeрвoй пoстaнoвкoй oпeры Клаудио Монтеверди «Вечерняя месса Деве Марии» в   парижском Театре Шатле, участие в   53-й Венецианской биеннале, свой спектакль «Удивительное путешествие Гермеса Зайготта в   Америку», участие в   спектакле «САХАР» Ивана Вырыпаева, музыкальные перформансы в   Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее и   на других площадках в   России и   разных странах мира. Список проектов и   опусов можно продолжать. Hermes’Brothers — новый виток пути, откровенный и   необычный эксперимент, завораживающий и   зрителей, и   искушенных критиков. В   интервью «MegaБиту» Гермес раскрыл некоторые подробности этой истории, вспомнил прошлые опыты, объяснил, почему музыка существовала раньше только здесь и   сейчас, а   также как и   зачем нужно воспитывать публику.

— Расскажи, как началась история Hermes’Brothers?

— Все сложилось органично. В состав вошли те люди, которых я   знаю давно, — с   ними я   до этого участвовал в   других проектах. Например, наше знакомство с   Юрием Моно, отвечающим в   коллективе за   базовую музыкальную основу и   электронные ритмы, произошло в   1995-м, когда я   приезжал из   Америки. Тогда мы выступали с   ним на   одной сцене, у   него была группа «Моно и   Исай». Потом мы работали с   певицей Леной Кауфман, а   также — в   Оркестре Неизвестных Инструментов, это была исследовательская лаборатория в   области современной музыки… В   ее рамках с   нами регулярно выступал и   нынешний трубач Hermes’Brothers Петр Тихонов, с   которым наши пути пересеклись в   начале 2000-х, когда я   уже вернулся в   Россию. С   Александром Бахом, нашим барабанщиком, я   знаком с   1991-го. С   Сергеем Шкарупой, гитара, мы познакомились в   Перми на   фестивале «Текстура». Позже к   нам органично присоединился клавишник Миша Ефимов.

— Почему в итоге возник такой коллектив? Что стало главной движущей силой?

— Все довольно банально: предыдущие проекты с другими фронтменами, певцами, певицами в   какой-то момент разваливались по   разным причинам. Я   устал от   такого развития событий, понял, что все это ни   к чему не   приводит, и   решил создать свой собственный. Знаешь произведение Германа Гессе «Игра в   бисер»? Для меня это схема искусства. А   так как я   не отделяю его от   своей жизни и   умение простроить ее и   есть высшее искусство, то   сама жизнь практически и   превратилась для меня в   такую игру в   бисер, составление неких партий, когда ты как будто пересаживаешься из-за стола, где играешь в   покер, за   стол с   бриджем или вистом. Это сложно, но   одновременно увлекательно. С   возникновением Hermes’Brothers для меня началась совершенно новая партия. Безусловно, это риск и   челлендж, вызов самому себе, когда ты полностью меняешь свое амплуа, но   мне сейчас безумно интересно делать то, что я   делаю. И   мне очень повезло с   теми профессиональными музыкантами, с   которыми я   работаю. Ведь люди, которые тебя окружают, и   есть главное достижение в   жизни. Все остальное как раз игра, и   важно это осознавать.

Фото: пресс-служба группы

— К этому прибавляются определенные амбиции?

— Конечно, они у меня есть. Творческий человек без амбиций — это очень странная субстанция. Точно так же, как художник не   может развиваться и   творить без эго, фронтмен коллектива не   сможет идти вперед и   вести за   собой людей, не   будучи при этом амбициозным. Я   мотивирован и   убежден, что тот продукт, который мы производим, с   точки зрения сочетания разных составляющих, музыки, концепции абсолютно полноценен, гармоничен, красив. Дальше возникает конкретная задача — насколько я   смогу «продавить», «промять» пространство, обратить внимание и   слух зрителей в   сторону этих прекрасных гармоний.

— То, что ты делаешь, — так или иначе очень тонкое, интеллектуальное искусство, рассчитанное не на массовую, а   на достаточно узкую, подготовленную публику, по-настоящему способную его оценить и   прочувствовать. Что ты собираешься с   этим делать?

— Дело в том, что я   всегда занимался творческими вещами, интересными еще более узкому кругу зрителей, так что это меня совершенно не   пугает. Что касается Hermes’Brothers, я   считаю, мы создали проект, который в   определенной степени находится вне конкуренции: на   современной сцене нет ничего похожего, мы заняли свою нишу. И   только качество произведений, которые мы создаем, позволит нам ее расширить. Когда в   2003 году мы привозили в   Санкт-Петербург потрясающего американского композитора Филипа Гласса, было куплено 300 билетов, потом на   его концерте в   Москве собралось уже 1500 слушателей. Помню, как он мне сказал: «Знаешь, я   сочинял свои произведения всего для нескольких людей и   не представлял себе, что где-то в   другой стране мира меня будет встречать столько человек. У   меня и   в голове не   было подобных мыслей». Таких примеров масса. Когда творческий человек что-то делает, он, безусловно, задумывается о   своих зрителях, но   не об   их количестве в   зале. Так же   как важнее всего качество создаваемого продукта, меня в   большей степени интересует и   качество аудитории.

— А как быть с   отсутствием вкуса у   многих слушателей?

— Вкус к прекрасному прививается. Я   понимаю, в   какой стране мы живем, какое население в   ней преобладает, знаю многое об   этом народе, потому что вырос здесь. Одна из   моих главных целей и   задач — привить публике вкус такого уровня, чтобы программа, которую показывает Hermes’Brothers, воспринималась на   уровне поп-музыки. Здесь очень важна живая работа с   аудиторией. Вообще, музыка — самый абстрактный и   эфемерный вид искусства. Человечество, по   сути, не   так давно научилось фиксировать ее. Раньше артист просто выходил на   сцену и   играл свое произведение, все происходило здесь и   сейчас, как сама жизнь. В   музыке не   было ни   вчера, ни   завтра, она могла существовать только в   моменте.

— Я знаю, что ты несколько лет прожил в   Лос-Анджелесе. Что заставило тебя вернуться?

— Жизненные обстоятельства. Так случилось, что я оказался в   американской тюрьме — об   этом написано уже многое в   Интернете. Там я   провел две недели, после чего за   меня заплатили залог, а   потом друзьям за   день до   суда удалось вывезти меня в   Россию. Сначала я   переживал, но   по прошествии времени могу сказать, что счастлив своему возвращению. Если бы его не   произошло, я   бы никогда не   принял участие в   Венецианской биеннале, в   постановке оперы Монтеверди в   парижском Театре Шатле. Мне бы не   удалось реализовать массу вещей в   Европе, которые я   в итоге сделал.

— Расскажи подробнее об истории с   оперой…

— Это была прекрасная история, продлившаяся около четырех лет с момента формирования концепции, репетиций и   самой постановки. Мы работали полтора года, после чего состоялась премьера, после нее — готовили материал для видеоинсталляции и   презентовали ее как раз на   Венецианской биеннале. Все случилось благодаря великому, на   мой взгляд, художнику, перформансисту Олегу Кулику, который многим запомнился в   образе человека-собаки. Дело в   том, что директор Театра Шатле — господин Чаплин — фанат творчества Кулика. В   оперном мире этот театр считается достаточно прогрессивным, новаторским, в   его постановках делаются ставки на   провокации, какие-то неожиданные ходы — то, что многие другие площадки, будучи более консервативными, себе не   позволяют. Поэтому и   возникла идея пригласить Олега. Его звали туда долго, предлагали самые разные постановки, но   он отказывался, говоря, что не   является режиссером и   занимается совсем другими вещами. Однако все сложилось, когда Чаплин предложил ему поставить оперу Монтеверди «Вечерняя месса Деве Марии». Тогда Олег был как раз в   Тибете, находился в   определенных духовных поисках и   посчитал, что реализовать такой проект будет уместно и   разумно.

Фото: пресс-служба группы

— Как проходила работа? И в чем была твоя творческая задача?

— Олег позвал в команду меня и   Дениса Крючкова. Денис отвечал за   видеоряд, а   я писал звуковой сценарий. Это было феерическое мистериальное действие. Помимо непосредственно произведения Монтеверди в   это полотно были включены другие музыкальные и   звуковые фрагменты, изящно вкрапленные в   общую прекрасную гармоническую линию, обогатившие ее. Сама опера — уникальное произведение, написанное композитором в   1610 году для папы римского, которому оно показалось слишком светским. Вообще, Монтеверди является родоначальником жанра. Первую оперу — «Орфей» — он создал в   1607-м и   взял для «Вечерней мессы» увертюру из   нее. 300 лет произведение нигде не   игралось, потом было найдено по   частям, так что до   сих пор точно не   известно, в   каком порядке они создавались. С   этого момента его стали исполнять в   церквях в   различной интерпретации. В   Париже мы сделали первую театральную постановку оперы — с   барочным оркестром, чудесными музыкантами, очень сильным составом солистов со   всей Европы. Все совпало — время, люди, пространство… Деву Марию играла австрийская певица, которая тогда была на   9-м месяце беременности. Много удивительных маленьких деталей наполнили эту историю изнутри, заставили почувствовать связь разных времен. Знаменательно еще и   то, что произошло все на   столетие Дягилевских сезонов.

— Как вы продолжили проект на Венецианской биеннале?

— Мы снимали постановку на видео и   впоследствии сделали с   диджеем Гансом Хольманом видеоинсталляцию, которую назвали «1610» — собственно, в   честь года написания оперы. Это было полностью переработанное произведение Монтеверди — такой электронный ремикс на   очень психоделичный видеоряд, созданный Денисом Крючковым. Потом эта инсталляция была показана в   церкви Сан-Рокко. Она была расписана художником Тинторетто, и   вся канва его живописи посвящена именно Деве Марии, библейским историям. Причем буквально в   10 метрах от   этой церкви находится могила самого Монтеверди, а   чуть правее — могила Леонардо да   Винчи. Вот такие сочетания — синхронизации. Даже если представить, что я   уже ничего не   успею сделать в   этой жизни, таких удивительных сочетаний и   свершившегося в   моем понимании вполне достаточно.

— Эксперименты еще продолжаются. Возвращаясь к Hermes’Brothers, мощная, яркая, насыщенная самыми разными красками и   элементами звуковая составляющая сочетается в   композициях со   стихами Байрона, Лорки, Гумилева, Бродского, других классиков… Как ты выбираешь поэтов, с   материалом которых тебе интересно работать?

— В общем-то, я   выбираю не   поэтов, а   стихи. Я   искал для нашей программы прекрасные вечные стихи о   любви, и   на тот момент мне в   принципе было не   важно, написано ли   произведение Лоркой или, например, Эдгаром По. Все композиции на   дебютном альбоме «В Женщинах Что-то Есть…» — об   этом чувстве, кроме, пожалуй, последнего трека на   стихотворение Лермонтова «Пророк». Хотя и   оно тоже о   любви, но   более глубокой, вселенской, божественной. Говоря о   связи стихов с   музыкальной составляющей, я   выбирал такие тексты, которые удачно лягут на   звуковые конструкции, близкие по   структуре и   атмосфере к   тем, которые создавал Сергей Курехин.

— Его личность каким-то образом повлияла на тебя?

— Это человек, из-за которого я вообще занимаюсь звуками, музыкой, и   он полностью перевернул мое восприятие музыки и   перформанса, поменял представление о   том, каким должно быть искусство в   целом. Я   видел его, встречался с   ним. Он был абсолютно светящимся, солнечным юношей. Я   не был с   ним настолько близко знаком, чтобы вести какие-то частные беседы, но   находился рядом и   впитывал энергию, мысли той тусовки, которая собралась вокруг него… Это была тусовка Ленинградского рок-клуба, Олега Гаркуши, легендарного кафе «Сайгон», ставшего местом обитания представителей андеграунда в   то время.

— Курехин умер в достаточно молодом возрасте. Когда такие люди уходят рано, у   многих остается сожаление о   том, что они могли бы еще многое создать, но   не успели… Как ты к   этому относишься?

— Знаешь, как бы это ни прозвучало, мне кажется, все уходят вовремя. Мы не   знаем, что было бы дальше. Я   видел очень серьезные трансформации, которые происходили с   людьми в   жизни, наблюдал повороты на   180 градусов, когда человек был одним, а   потом становился совсем другим. Олег Кулик рассказывал, что видел Курехина незадолго за   смерти, когда пришел в   мастерскую к   Сергею «Африке» Бугаеву. Так вот он даже не   узнал первого, настолько он уже изменился из-за болезни. Говоря обо всем его пути, мне кажется, определенная ошибка была в   том, что он стал заигрываться с   политикой и   магией.

— В чем сейчас ты видишь свою главную сверхзадачу?

— Развивать и вести вперед наш суперпроект Hermes’Brothers, который будет заниматься совместным творчеством последующие лет 20. Я   помню, как все начиналось, как мы встретились с   Юрой Моно после отъезда Лены Кауфман в   Лондон и   решили — надо что-то делать. Из   каких-то звуков пришла идея прочитать «Я помню чудное мгновенье…» под них. Я   сказал Моно: «Давай попробуем? Легко, смешно, получается такой постмодернизм». Потом мы взяли еще одно стихотворение, и   еще одно… За   полгода собрался пазл, следующие шесть месяцев мы уже работали с   музыкантами, которых позвали в   группу, а   еще через шесть — за   три дня в   студии записали 10 треков, после чего уже вышли на   сцену со   своей программой. На   повестке дня — клип, который снимает для нас Алла Жидкова, и   новый альбом. Если первый посвящен женщине, то   второй будет более «мужским», более жестким по   подаче.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.