Фестиваль искусств Башмета: шанс для молодых композиторов

фoтo: youtube.com

Кaк мнe прeдстaвляeтся, всe прoблeмы сoврeмeннoй aкaдeмичeскoй музыки, связaнныe с пoнижeниeм вкусoвoй зритeльскoй плaнки, с пoчти пoлным исчeзнoвeниeм пo причинe нeнужнoсти институтa критики, прoистeкaют из-зa тoгo, чтo люди прoстo нe видят, нe чувствуют внoвь рoждaющиxся произведений. Эти произведения есть, таланты никуда не делись, но степень ожидания новой музыки близка к нулю. Люди почему-то не мотивированы ее получать.

— Денис, что вы представили для конкурса в Сочи? Почему не вручалась первая премия?

— Почему не вручалась — ответить не могу, даже гадать не буду. А представлял я фортепианный квинтет с названием «Скерцо» на 11 минут. Знаковая вещь в том, что конкурс был посвящен двум великими деятелям культуры — композитору Игорю Стравинскому и пианисту Эмилю Гилельсу. И, можно сказать, что эти две фигуры непосредственным образом вошли в идею моего сочинения. Понятно, что на конкурсе мы преследуем главную цель — услышать свою музыку. Тем более, что уровень музыкантов очень высок: это камерный ансамбль «Солисты Москвы», и отдельно стоит отметить пианистку Наталью Соколовскую, которая с блеском отработала весь конкурс, — ведь струнные постоянно менялись — где-то их было больше, где-то меньше, а рояль присутствовал везде. Ну и результат оправдал все ожидания: взаимодействие с музыкантами было прекрасным. Самые приятные ощущения у меня…

— Достаточно ли подобных конкурсов для стимулирования молодых композиторов?

— Никаких секретов я не открою, сказав, что подобных соревнований в России очень мало. И сама фигура композитора в наше время недооценивается (порой, даже самими исполнителями). Бытует миф — «композиторов нет, они иссякли, нет ничего достойного как раньше…» (дальше приводится список великих фамилий). Этот миф абсолютно ничем не оправдан, композиторы есть и среди них много молодых талантов. И слава богу, что Юрий Абрамович Башмет включил данное соревнование в свой фестиваль, он всегда отмечает, что композитор — важнейшая константа в музыкальном мире, тем более, что он сам являлся первым исполнителем многих альтовых концертов. И на гала-концерте в Сочи исполнил аж две премьеры… Такие как он придают нам стимул. И чем больше будет таких проектов, тем яснее будет функция композитора. Его фигура. На Альфреде Шнитке не остановилась русская композиторская традиция, как это может многим показаться… музыка идет вперед.

— Композитор как персона — находится в становлении…

— Конечно. Композитор вызревает, и должно пройти много времени, чтобы утвердиться в своем мнении по поводу той или иной личности. И миф о неимении талантов должен быть признан несостоятельным и не распространяться. Лично я встречал огромное количество комментариев из уст очень знаковых лиц, которые поддерживают этот миф. И это обидно.

— А в чем дело? Само время не нуждается в новой музыке?

— На время нечего пенять. Филармонические залы полны. Открываются все новые и новые. Запрос публики существует. Другое дело, какая у этой публики потребность? Музыка — это вторичная материальная природа, говорящая на множестве языков — поп-культура, джаз, новая музыка, классическая… много разного всякого на рынке. И композиторам здесь сложнее понять — кто такой зритель, кто есть его публика? Понять себя в связи с публикой. Это ключевые вопросы, и они совсем не касаются спада интереса. В конце концов, бренду «классической музыки» не так много лет, еще ста лет нет. И диалог с публикой нужно вести всегда. Нужно понять — как донести до слушателя сложные вещи, требующие образования и интеллекта. Композитор, в первую очередь, должен быть мастером коммуникации. Ни в коем случае не отгораживаться от зрителя. Ведь можно писать непонятную никому музыку и утверждать, что это и есть то самое «святое искусство, которое вы не понимаете». Это можно, так делают многие, но это неправильно! Разный слушать имеет право иметь доступ к музыке. Такое моё мнение.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.