Блеск и нищета Коктебеля: 140-лет со дня рождения Максимилиана Волошина

Дoм-музeй Мaксимилиaнa Вoлoшинa в Кoктeбeлe нaпoминaeт кoрaбль. Фoтo: Oлeг Eфрeмoв

Плaвныe линии xoлмoв сo стeпным рaзнoтрaвьeм, причудливыe скaлы дрeвнeгo Кaрaдaгa, мягкий климaт… Нeудивитeльнo, чтo пoэт, xудoжник, литeрaтурный критик, пeрeвoдчик Мaксимилиaн Вoлoшин облюбовал этот край. А дом у самого прибоя построил в виде корабля. Просторные террасы напоминают палубы. Есть и свой капитанский мостик. На вышке, расположенной на крыше дома, в полнолуние читала свои стихи Марина Цветаева, Максим Горький декламировал «Песню о соколе», а Михаил Булгаков представлял главы из романа «Собачье сердце».

Свой дом в Коктебельском заливе Максимилиан Волошин превратил в бесплатную гостиницу-клуб для людей искусства. За сезон в усадьбе бывало порядка 600 человек: ученые, литераторы, художники, артисты, авиаторы… Именно здесь Марина Цветаева встретила своего будущего мужа Сергея Эфрона.

Чтобы принимать гостей, Волошин продавал свои акварельные работы. Расставался с картинами без сожаления, называя это «выходом художника в мир».

Экскурсию по дому Волошина для нас провел художник Сергей Цигаль, вдовец народной артистки России Любови Полищук. Его бабушка, писательница-фантаст Мариэтта Шагинян, была частой гостьей в доме Максимилиана Волошина, а потом за 500 рублей — столько стоили в те годы модельные туфли — купила здесь по соседству болгарский домик.

— Вот здесь, на ящике перед входом в мастерскую Волошина, я спал в корзине, — рассказывает Сергей Викторович. — В марте 1950 года меня, 4-месячного, привезла в Коктебель из Москвы вдова Максимилиана Волошина Мария Степановна, с которой наше семейство дружило. У меня были проблемы с глазом, был закупорен слезный канал. Глаз нарывал, я мог его потерять. Маруся сказала маме: «Отдай внука сюда, к бабушке, мы его вылечим». Три дня мне промывали глаз. Не знаю, сказались ли чудодейственные руки Маруси, море или соленый воздух, но вскоре у меня потекли слезы. Так что Коктебель мне еще и глаз спас.

По признанию Цигаля, Маруся стала для него как родная бабушка. Здесь же он пошел в поселковую школу в первый класс, но проучился лишь первую четверть. А когда приехал в Москву, долго удивлялся, почему им в школе на переменах не дают виноград. В Коктебеле совхоз, который шефствовал над школой, постоянно привозил детям фрукты.

фото: Светлана Самоделова
Зная любовь поэта и художника к камням, все несут на могилу Волошина по причудливому камешку.

На лето все семейство Шагинян–Цигаль возвращалось в Коктебель.

— Моя мама застала Максимилиана Волошина. Он был всесторонне одаренным человеком: тонкий художник, критик, мыслитель, творец. Но еще и блестяще владел столярным инструментом. Например, сам сделал конторку для Алексея Толстого, который работал стоя.

Существует предание, что именно в доме Волошина Алексей Толстой обратил внимание на стоящего на полке деревянного человечка. Он-то и вдохновил писателя на литературную обработку итальянской сказки Карло Коллоди. А вскоре появилась повесть-сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

В доме Волошина по-прежнему пахнет морем и степными травами. В вазах стоят любимые цветы поэта — лунария, похожая на серебряные рубли. Особая ценность — хозяйская библиотека в 10 тысяч книг. Во времена поэта любой желающий мог прийти, взять книгу и, расположившись на кушетке, почитать. Правда, выносить книги из дома Волошин не разрешал. Его даже обвиняли в жадности, на что Волошин замечал: «Это святая жадность».

Поэт и художник был человеком эпатажным. Желая слиться с пейзажем, разгуливал по поселку в греческом хитоне и венке из полыни. Впрочем, у каждого из гостей по приезде тут же появлялась в гардеробе длиннополая холщовая рубаха или другой маскарадный наряд. Творцы, называя себя на отдыхе «племенем обормотов», не только вели серьезные научные и культурные дискуссии, но и устраивали всевозможные розыгрыши и литературные мистификации. Гости Волошина отличались свободными нравами, а дом — не порядком, а беспорядком.

И ныне 140-летие со дня рождения Максимилиана Волошина отметили весело, творчески и нестандартно. Прямо в саду под абажуром поставили стол. Среди тамарисков, акаций и ясеней молодые артисты разыграли мультимедийный спектакль «Уроки литературы. Хрестоматия Максимилиана Волошина», который поставил лауреат премии ТЭФИ режиссер Феликс Михайлов.

Казалось, что стоящий в саду бронзовый Волошин тоже участник постановки.

Настроение поэтического вечера поддержали артисты московских театров, которые под шум прибоя читали стихи Максимилиана Волошина и Марины Цветаевой.

Гостями вечера стали телеведущая Арина Шарапова, актрисы Анна Терехова, Елена Захарова, Яна Аршавская.

— Я стою на террасе дома Волошина с замиранием сердца, — призналась «МК» заслуженная артистка России Анна Терехова. — Повторяю строки поэта: «Выйди на кровлю. Склонись на четыре стороны света, простерши ладонь… Солнце… Вода… Облака… Огонь…» Они попадают в самое сердце. Здесь во всем чувствуется дух Волошина. Это место имеет магическое притяжение. Сюда хочется непременно вернуться, пройтись по ступеням дома Мастера в тишине.

— Я снималась в «Серафиме прекрасной» по соседству, в Феодосии, но только сейчас мне удалось не торопясь познакомиться с местами, где жил и творил Максимилиан Волошин, — говорит актриса театра и кино Елена Захарова. — Дом поэта сохранил тайну и обаяние эпохи Серебряного века. Я словно окунулась в прошлое…

Когда заходит разговор о том, что многие актеры опасаются ехать в Крым, дабы не попасть в «черные списки» СБУ Украины, Елена Захарова говорит:

— Я к этому отношусь философски. Мне, конечно, обидно, что я, возможно, теперь не буду сниматься в соседнем государстве. А я очень люблю Киев, его храмы, людей. Но я надеюсь, что разум все-таки восторжествует и эти запреты снимут.

— Я на самом деле человек мира, — говорит в свою очередь Анна Терехова. — Я сюда приехала не ради выступлений, а прежде всего к людям, крымчанам, которые ни в чем не виноваты. И считаю, что искусство должно не разъединять, а объединять людей.

Максимилиан Волошин, как известно, был пацифистом. Укрывал у себя и белых, и красных, и монархистов. На вечере лились воспоминания о мастере, классическая музыка, коньяк…

«Эстет с внешностью кучера» — так говорили о Волошине при жизни. Фото: Олег Ефремов

■ ■ ■

Но юбилейная дата поэта и художника дали повод напомнить о проблемах, которые испытывает Коктебель, и Дом-музей Волошина в частности.

— Большое количество недвижимости, которая входила в музейный комплекс, в украинские времена совершенно по-бандитски было изъято и передано в частные руки, — говорит председатель Общественной палаты Республики Крым Григорий Иоффе. — Недалеко от дома поэта находился Дом творчества писателей РСФСР, который в силу определенных обстоятельств, и позиции Ельцина в том числе, был передан Украине. Имущественный комплекс, расположенный на 8 гектарах, начал распродаваться. Это, по сути, было масштабное и циничное разграбление. Часть строений отошла в частные руки. Самое вопиющее то, что был забран и приватизирован дом Пра (Праматерью, Пра близкие называли маму Волошина Елену Оттобальдовну. — Авт.). Шли суды и разбирательства. Сегодня дело сдвинулось с мертвой точки. Я думаю, что вскоре нам удастся вернуть эту собственность в состав Дома-музея Волошина.

Второй момент. К музейному комплексу невозможно подъехать. Набережная, к которой примыкает музей, является пешеходной зоной. А что касается тыльной стороны, вся транспортная артерия забита незаконно построенными помещениями и заборами. И никто с этим пока ничего не может сделать.

Григорий Иоффе посетовал, что в украинские времена власть как в поселке, так и в Крыму относилась к Волошину как к человеку, который чужд украинской культуре, хотя у поэта и художника были украинские корни. (Надо заметить, что и советская партийная элита не очень-то жаловала беспартийного Волошина. Его стихи ходили по рукам, отпечатанные в самиздате.)

— Для всей России Коктебель — сакральное место. Поселок требует особого отношения. Но здесь до сих пор нет очистных сооружений. И это при том, что огромное количество предпринимателей хаотично построили здесь немало гостиниц и ресторанов, — говорит Григорий Иоффе.

■ ■ ■

Каждый приехавший в Коктебель старается подняться к могиле Максимилиана Волошина, которая находится на вершине горы Кучук-Янышар. Мастер сам указал это место. Идти среди полей мака и ковыля минут сорок. Поэт просил не сажать на его могиле ни деревьев, ни кустарников. Он любил этот край за первозданную красоту. Но природа распорядилась по-своему. Каким-то образом на вершину горы попала сливовая косточка. И сейчас около могильной плиты растет дикая слива.

Рядом с Мастером покоится его вторая жена, верный друг Мария Степановна Волошина, Маруся.

— Мы вместе с отцом копали для нее могилу, — рассказывает художник Сергей Цигаль. — Маруся еще при жизни просила отца: «Витя, копай наискосок, чтобы я лежала поближе к Масеньке» — так она называла мужа. Гроб с ее телом стоял в столовой. Я всю ночь около Маруси читал псалмы. Потом отец положил на могилу два больших камня.

Зная любовь поэта и художника к камням, все несут на могилу Волошина по причудливому камешку. Нередко пишут на принесенной гальке строки из его стихов, а то и загадывают желания. Одно из посланий гласило: «Помолись за всех нас». Похоже, это действительно очень нужно сейчас коктебельцам.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.