Фoтo: Мoскoвский Губeрнский тeaтр
— Сeргeй, я пoнимaю, eсли бы ты был выxoдцeм из РAМТa или ТЮЗa — тoгдa пoнятeн твoй пoсыл. Нo ты — из «Тaбaкeрки», гдe нe былo и нeт дeтскoгo рeпeртуaрa. Тeпeрь рукoвoдишь Губeрнским. Пoчeму тaк oзaбoчeн дeтскoй тeмoй?
— Мoй Губeрнский дeтскoй тeмoй зaнимaeтся ужe чeтырe гoдa, и в oтличиe oт взрoслыx дрaмaтичeскиx тeaтрoв, гдe oдин-двa спeктaкля для дeтeй, у мeня — дeсять. A я-то как раз считаю, что для драматического крайне важно иметь детский репертуар. То есть тогда идет круговорот зрителя в театре: если детские спектакли качественные, то есть надежда, что, повзрослев, зритель от тебя не уйдет.
Потом, четыре года я на разных уровнях, в том числе и в Министерстве культуры, повторяю: «Дайте возможность театрам, имеющим замечательный детский репертуар, ездить по России». Вот у себя я выпустил «Остров сокровищ» — спектакль окупается, в Москве полный зал, а в регионах, увы… Прокатчики начинают считать — с детскими спектаклями выходят в минус. Они попытались повысить цены на билеты — не прошло: в регионах кредитоспособность низкая. В Губернском у меня на «Маленького принца» или «Остров сокровищ» билеты доходят до 2 тысяч, 2300 — потолок, а в регионе потолок — 500 рублей, но лучше 300, тогда гарантия, что купят. Так что прокатчикам детские спектакли невыгодны совсем.
Раньше я сам за счет своих друзей привозил в регионы детские спектакли (программа «Губернский — детям»). Но это мои личные связи и договоренности, а тут необходима государственная поддержка, чтобы детские спектакли ездили по стране в рамках «Больших гастролей». Я много езжу, интересуюсь у местной власти, у зрителей: «Как с детской программой?» — «Не очень, — говорят, — оставляет желать лучшего». И это в городах-миллионниках! Что говорить о малых?
Спрашиваешь, почему я занялся детским театром. Олег Ефремов вышел из РАМТа, и вообще когда знаешь, какого высочайшего уровня артисты работали для детей, то понимаешь, что детский театр — это очень серьезно. Театр — это та область, в которой мы пока еще сильны. В кино — нет, уже проиграли.
— Из чего конкретно будет состоять проект «Театр — детям»? Хороший проект — не пойму, в чем тебя обвиняют.
— Это партийный проект, на него выделяется 300 миллионов рублей. Деньги пойдут на поддержку областных ТЮЗов и кукольных театров (у нас их 200 по стране), а также на гастрольную деятельность театров с детскими постановками. Это самое важное. Но ко всему прочему на форуме я сказал, что можно было бы создать большой мультижанровый фестиваль. А кто-то из театральных деятелей решил, что я покушаюсь на уже существующие детские фестивали, которых у нас более 28, и особенно на фестиваль «Арлекин». Дай бог, чтобы детских фестивалей у нас было еще больше. Раз в сто больше, тогда и внимания к детскому театру станет больше.
— «Арлекин» существует 14 лет и даже считается национальной театральной премией в области детского театра.
— Если выйти на улицу и спросить, какую кинопремию люди знают, ответят: «Ника», «Золотой орел». А в театре, естественно, «Золотая маска». Это бренды. На форуме же я просто сказал о мультикультурном фестивале — с цирком, театральными постановками, ледовыми шоу, живописью, музыкой, равно как и детским творчеством. Это моя мечта — устроить такой детский форум. Ну почему в Москве не собрать все лучшее, что есть в стране, чтобы об этом знали все и чтобы это освещалось в СМИ на уровне «Золотой маски». Вот о чем я говорил, при этом никоим образом не ущемляя национальных премий, фестивалей. По идее, надо только порадоваться, что теперь внимания к детскому театру станет больше, но почему-то кто-то вдруг решил, что эти 300 миллионов, которые я пробил для поддержки областных ТЮЗов и гастролей, забираю для своего фестиваля, который сам себе же и придумал. Вот в чем гнусность ситуации, которая на самом деле яйца выеденного не стоит.
— Этот детский форум может состояться на базе Губернского театра?
— Я этого не говорил, но готов предоставить свою площадку для театральных постановок. И мне обидно, что председатель СТД Сан Саныч Калягин, не разобравшись в вопросе, зачем-то выступил в поддержку этой детской нацпремии. На самом деле никого защищать не надо, никто ни на кого не нападает. Мне даже жалко, что председателя таким образом подставляют. Вот чем наше театральное сообщество иногда грешит — внутренними разборками и суждениями по себе. Вроде стараешься делать что-то для других, а на тебя же потом всю грязь выливают. Извините, к этому я не причастен. Я действительно старался, бился за эту тему четыре года и вижу, как это сложно даже для взрослых театров. Спасибо Евгению Витальевичу Миронову, что он пробил программу поддержки театров малых городов России. Но детские театры требуют отдельной поддержки.
— Если известна уже цифра — 300 миллионов, — значит, этот вопрос обсуждался с тобой до форума?
— Да, об этом на самом деле со мной проговаривалось, но цифра возникла только на форуме. Премьер подтвердил, что поддерживает проект и выделяет 300 миллионов в этом году. Что будет в следующем — не знаю.
— Насколько тебе известно техническое состояние детских театров в стране?
— Я мониторю, когда приезжаю в регион со своими спектаклями: интересуюсь в театрах у специалистов, общаюсь с людьми. Техническое оснащение в некоторых ТЮЗах — ниже плинтуса.
— Уже известно, каков будет механизм распределения средств, каким театрам дадут в первую очередь, а какие подождут? И самое главное — как это проконтролировать? А то получится, что ездить на гастроли будет один Губернский или еще какой-нибудь столичный театр со связями.
— Давайте доверим это Минкульту. Есть люди, которым в этом смысле доверяешь, тому же Александру Владимировичу Журавскому (замминистра культуры РФ. — М.Р.). Но любое распределение должно делаться по-честному.
— Есть политический нюанс: если бы не выборы, то неизвестно, началась бы новая жизнь детского театра в стране.
— Давайте мы все-таки с оптимизмом будем смотреть в будущее. Деньги выделят, поддержка есть. Я говорю: «Господа, давайте объединяться!» Если мы будем разрознены, будем трястись над своими фестивалями, думая при этом: «Это он — себе, а оказывается, для других, но я все равно в это не верю, потому что у нас все такие», ничего хорошего не будет. Хватит плавать по-собачьи. Мы все находимся в одной лодке, несмотря на разность вкусов и пристрастий. И если будем продолжать что-то делить, то в результате все вместе и проиграем.