Балетмейстер Мариинки Сергей Вихарев умер на взлете: главные победы мастера

фoтo: youtube.com

Имя пeдaгoгa-рeпeтитoрa Мaриинскoгo тeaтрa стaлo буквaльнo в oднoчaсьe всeмирнo извeстнo пoслe тoгo, кaк oн oсущeствил в свoeй aльмa-мaтeр, гдe служил сoлистoм бaлeтa и испoлнил мнoжeствo ролей классического репертуара (в их числе «Сильфида», «Спящая красавица», «Шопениана», «Жизель», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта»), реконструировал балет «Спящая красавица» в 1999 году. Дело в том, что за время постановки этого балета на музыку Чайковского Мариусом Петипа за столетие до этого балет оброс многочисленными напластованиями и изменился до неузнаваемости. Вот первоначальный его облик по записям Николая Сергеева, сделанным по методу Степанова и хранящимся в архиве Гарвардского университета, Вихарев и восстановил. Восстановление это вызвало много споров в балетной среде и разделило балетный мир на две половины. Одни отказывались признавать изменение аутентичным, другие стали его сторонниками. Как бы то ни было, именно этот решительный поступок балетмейстера дал новое направление в развитии хореографического искусства: возвращение шедевров классического наследия к их первоначальному облику. Сейчас этим модным направлением занимается множество людей, как сторонников Вихарева, так и его противников. Но он был первым.

— Я помню, как в Мариинском театре, когда мы начинали, сколько сил надо было потратить! — вспоминает нынешний руководитель балетной труппы Большого театра, а в ту пору директор балета Мариинского театра Махар Вазиев. — Как педагоги протестовали, как это им было сложно. Конечно, протестовали, конечно, это им было сложно! Люди были воспитаны на редакции Константина Сергеева — и вдруг такое… Я скажу более, я после «Спящей» Вихарева уже не мог смотреть другую версию. Для меня это было очевидно.

Вазиев как раз всемерно и поддержал это начинание и после «Спящей» на сцене Мариинки при его содействии Вихарев успел реконструировать множество классических постановок разных периодов: «Баядерка», «Пробуждение Флоры», «Карнавал», «Петрушка».

А после того как Вазиев возглавил балет миланского театра «Ла Скала», он пригласил Вихарева и туда. И тогда мир изумился еще одной тончайшей реконструкции — балету «Раймонда» Мариуса Петипа. А будучи недолгое время руководителем балета Новосибирского театра (1999–2005) он занялся возрождением (в виде, близком к первоначальным версиям) таких балетных шедевров, как «Дон Кихот» и «Коппелия». Последний балет признали особенно удачным, наградив «Золотой маской» и перенеся через некоторое время постановку в Большой театр.

И умер Сергей Вихарев, занимаясь реставрацией к 200-летию со дня рождения Мариуса Петипы еще одного балета — «Пахита» для Екатеринбургского театра оперы и балета. А дальше его ждало возвращение в «Большой театр», к балету «Коппелия», и создание для первого театра страны (тоже к юбилею Петипа) новой реконструкции… Какой? Переговоры еще велись, и даже оглашая две недели назад планы предстоящего сезона, Махар Вазиев названия не объявил… Теперь этим планам не суждено исполниться…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.