фoтo: Aлeксaндр Кoрнющeнкo
Пo сущeствующим прaвилaм втoрaя, фeврaльскaя пoпыткa нaписaть итoгoвoe сoчинeниe рaссчитaнa нa выпускникoв тeкущeгo гoдa, пoлучившиx «нeзaчeт» пo итoгaм пeрвoй (в этoм учeбнoм гoду в пeрвый раз выпускное сочинение писали 7 декабря 2016 года). А также на выпускников прошлых лет, не имевших возможности по уважительным причинам принять участие в написании сочинения в декабре. Например, вследствие болезни или командировки, если речь идет о закончивших школу ранее и уже начавших трудиться.
В общей сложности заявления на участие в итоговом сочинении в дополнительный срок в этом году подали более 20 тыс. человек из 84 российских регионов, а также российских образовательных организаций, расположенных за пределами страны — скажем, из школ при российских посольствах или российских культурных центрах. Еще около тысячи человек вместо сочинения в феврале писали изложение: право на это имеют инвалиды, ребята с ограниченными возможностями здоровья и те, кто заканчивает школу в местах лишения свободы.
Еще к декабрю, как писал «МК», советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах были определены пять основных направлений тем сочинений в 2016/2017 учебном году: «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда». Их огласили заранее.
А вот конкретные темы в рамках этих направлений, чтобы не вводить выпускников в искушение скачать готовый текст из Интернета или заранее написать его с репетитором, а затем лишь переписать, держатся в строгой тайне и озвучиваются всего за 15 минут до начала работы. Так было и при повторном написании сочинения. Однако «МК» все же удалось узнать некоторые подробности.
В декабре, рассказывает одиннадцатиклассница Кристина, она «совсем растерялась», да и чувствовала себя плохо: «Температуры еще не было, но я уже заболевала гриппом. Поэтому работу тогда я написала неважно и не получила зачет. А в феврале пришла переписывать».
— Я выбрала тему «Когда возникает конфликт между чувствами и разумом», — поделилась она с «МК». — У нас многие ее выбрали: все-таки интересно, как примирить одно с другим в жизни и как это происходит, скажем, в литературе. Или в кино. Правда, не всегда это совпадает. Вон пушкинская Татьяна Ларина, выбирая между чувствами и разумом, сделала выбор не в пользу чувств. А многие ли из нас поступили бы точно так же сегодня? Я за себя поручиться не могу… Но сочинение, надеюсь, написала нормально. Главное, только чтобы ошибок не насажала. Ну, вроде все проверила. На этот раз твердо надеюсь получить зачет.
Кристинина тема, как выяснил «МК», действительно стала одной из самых популярных. Кроме нее в тройку лидеров входят также: «Какой поступок можно назвать беспечным?» и «Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?» — в общей сложности их выбрали около 80% писавших сочинение.
СПРАВКА «МК»
Большинство выпускников этого года уже успешно написали сочинение в основной срок, 7 декабря 2016 года. В этот день сочинение писали 618 тыс. участников, порядка 98% выпускников получили за сочинение «зачет».
Теперь все они ждут результатов, конечно же, положительных. Ну а для тех, кто их не дождется, будет еще один шанс — последний в этом учебном году: «Для обучающихся, получивших за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, «незачет», не явившихся на итоговое сочинение (изложение) или не завершивших его написание по уважительным причинам, предусмотрен еще один дополнительный срок написания сочинения — 3 мая 2017 года», — сообщили «МК» в Рособрнадзоре.