фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
Кaзaлoсь бы, к чeму дрaзнить сoбaку? Пeрeдaчa сoбoрa, oкутaннaя скaндaлaми кaк тумaнoм, прoдoлжaeт вызывaть вoпрoсы, в тoм числe с финaнсoвoй тoчки зрeния.
Oтчислять цeркви прoцeнт с экскурсий прeдлoжил нaмeстник Aлeксaндрo-Нeвскoй лaвры епископ Назарий. Он пояснил — средства пойдут на реставрацию, за которую должны платить не только молящиеся, но и просвещающиеся. По его же мнению вход на знаменитую колоннаду Исакиевского собора, с которой открывается прекрасный вид на «Северную Венецию», надобно так же оставить платным (напомним, что сейчас одно посещение стоит 300 рублей, вход открыт до 4 часов утра).
Так же Назарий подметил, что практика такого сотрудничества с турфирмами не нова. Александро-Невская лавра получает небольшой процент от турорганизаций, который идет на содержание памятника. А в реставрациях, которые идут за госсчет «почти всегда накручено три цены».
Логику в словах епископа можно было бы найти, если бы ни одна деталь: Исаакиевский собор после своей передачи РПЦ останется на балансе у мэрии города. А значит она и будет оплачивать все коммунальные услуги, все реставрационные работы.
— Складывается ситуация как с Храмом Христа Спасителя, — разъяснил «МК» писатель и религиовед Сергей Бычков. — Он так же находится на балансе у мэрии, и всю коммуналку — а там только за свет нагорает 3 миллиона — оплачивает город. А Исаакий все-таки побольше, чем ХХС. Если говорить о финансах, то в Санкт-Петербургской епархии 1500 храмов. Доход от них не перебивает доходов от Исаакиевского собора. Вы представляете, какие это средства? При этом, повторюсь, всю реставрацию будет оплачивать мэрия.
Можно только надеяться, что доход от турфирм, да еще и платный вход на колоннаду, где и днем, и ночью полно туристов, будет лишь складываться в общую копилку роста и развития музея. Надеяться.
На этом фоне директор государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров заявил, что в случае передачи собора в управление РПЦ 158 сотрудников лишатся работы.
— Какова дальнейшая судьба сотрудников музея?
— Может, кто-нибудь из них найдет место в новой структуре. Я там не буду искать место. Я работал всю жизнь только на государство. Про сотрудников… Буду стараться каким-то попросить коллег присмотреться, хотя сегодня ситуация на трудовом рынке, в культуре сегодня, крайне напряженная.
— А вы будете иметь какие-либо отношение к новой структуре?
— Я всю жизнь работал на государство, имею право отдохнуть на госпенсию. Я на дальнейшую судьбу собора я влияю до тех пор, пока я директор музея. Музей оттуда уходит не вчера, не сегодня и не завтра. Он уходит тогда, когда определится такая возможность. Когда он уйдет, будет новая жизнь собора, тогда нужно обращаться с вопросами к тем, кто будет заниматься этой жизнью. Моя задача на сегодняшний день с наименьшими потерями вывести из-под удара максимальное количество людей. 158 человек — по расчету в связи с изъятием Исаакиевского собора будут вынуждены искать новое место в этой жизни. Я не вижу государственного будущего за новой структурой. Это уже структура другой организации. На сегодняшний день.
— Вы так же говорили, что судьба Исаакиевского музея может постигнуть храм Спаса на Крови и Петропавловский собор….
— Это предчувствие, основанное на предыдущей практике. Вряд ли я ошибаюсь, что следующим будет Спас на Крови. Дальше я очень боюсь, что это будет собор Петропавловской крепости. А дальше есть еще объекты до бесконечности. То, что принадлежало истории государства, скукожится под какие-то местечковые храмы с приходами. Это нельзя делать. Есть великая слава Российской империи, есть петровская Россия, в которой мы живем до сих пор. Он определил ее жестко и страстно. Сегодня мы посягаем на петровскую Россию, как мне кажется.