фoтo: Гeннaдий Aврaмeнкo
Aндрeй Кoнчaлoвский.
Цeрeмoнию oткрыл министр культуры Влaдимир Мeдинский. Oн рaсскaзaл o кoммeрчeскиx пoбeдax oтeчeствeннoгo кинeмaтoгрaфa и oбрaтился к зритeлям: «Гoлливуд бeз вaшeгo билeтa прoживeт, a вoт нaш кинeмaтoгрaф в вaс нуждaeтся».
Глaвнaя бoрьбa шлa мeжду трeмя кaртинaми — «Экипaж» Никoлaя Лeбeдeвa, «Дуэлянт» Aлeксeя Мизгирeвa и «Рaй». Всe oжидaли сoкрушитeльнoй пoбeды «Экипaжa» — дeтищa прoдюсeрa Миxaлкoвa. Дaжe с мeст пoдaвaли сooтвeтствующиe рeплики. Нo «Лучшим фильмoм» стaл «Рaй». И «Лучшaя рeжиссeрскaя рaбoтa» — у Кoнчaлoвскoгo. A «Лучшaя aктрисa» — Юлия Высоцкая, сыгравшая одну из главных ролей в этом фильме. Получая награду, она процитировала Владимира Мединского: «Эра русского кино наступила». Под этим лозунгом самодостаточности и прошла вся церемония, если бы ни Юрий Арабов.
Награду Кончаловскому за лучший фильм вручала чемпионка по прыжкам Елена Исинбаева весьма своеобразно. Она забавно рассказала о собственных актерских наклонностях, призналась, что тоже хочет «Орла», раз уж сама летает так же высоко, и предложила кинематографистам снимать спортивное кино и себя в качестве потенциальной актрисы: «Это бомба. Я готова к работе. Я свободна». А Кончаловский опять рассказывал о том, как «после 55 лет в кино открыл дверь и вывалился в космос», обнаружил, что ничего не знает про язык кино. Он говорил о своих героях, спасавших еврейских детей, вспоминал день памяти жертв холокоста: «Наш фильм в какой-то степени — вклад в то, чтобы это никогда не забывалось». А завершил свою речь примирительными словами: «Спасибо члены академии от меня лично как президента другой киноакадемии «Ника».
У «Экипажа» — награды за лучшую музыку (Артем Васильев), работу звукорежиссера (Алексей Самоделко), монтаж (Константин Ларченко), визуальные эффекты и мужскую роль второго плана, которую сыграл Сергей Шакуров. Поскольку режиссера фильма не было на церемонии, Шакуров обратился к немувиртуально — в Испанию: «Я по своей вредности отказался сниматься в «Легенде N 17». А тут Лебедев меня достал. Ну, что это за роль — вспомогательного состава». Но сыграл он ее как основную, и может этим гордиться.
«Дуэлянту» достались награды за работу оператора (Максим Осадчий), художника-постановщика (Андрей Понкратов), художника по костюмам (Татьяна Патрахальцева).
А вот за лучший сценарий отметили возмутителя спокойствия Юрия Арабова. Получая награду, он благодарил академиков за поддержку утлой лодочки («Монах и бес» Николая Досталя) на фоне больших кораблей и перестрелок, посетовал на то, что сценарии никто не читает, даже режиссеры. Арабов рассказал, как живет в городе Кольчугино Владимирской области, где никто не знает о картине «Монах и бес». Если что-то там и можно увидеть, то мега-фильмы. «Товарищи! Господа! Да это же проблема. Мы пустились в славную реформу, не отработав прокат. Не надо закрывать частные конторы…»
В номинации «Лучший неигровой фильм» из трех претендентов выбрали Сергей Ястржембского с «Кровавыми бивнями». Он вспоминал о том, что это был за труд – 265 съемочных дней, 9 месяцев монтажа, десятки людей со всего мира. Вот цена этого «Орла». И поделился радостью — китайское правительство накануне Нового года заявило о запрещении торговли слоновой костью, против которой выступали авторы фильма. Ястржембский вывел на сцену жену и благодарил ее: «Без Насти я бы никогда не пришел в кино и ездил бы с мигалкой». Обидно, что в год, когда было немало яркого и актуального документального кино, сделан именно такой выбор. Все-таки этот фильм гораздо больше годиться для географического канала. Якутские «24 снега» — человеческое кино про коневода и его подопечных, живущих в условиях сурового якутского климата, — остались без внимания. И бюджет у этой картины не такой сумасшедший как у конкурента. У многих именно эта номинация вызвала разочарование.
«Лучшим анимационным фильмом» стала маленькая картина о любви «Кот и мышь» Натальи Чернышовой, победивший в неравной борьбе такого тяжеловеса как «Волки и овцы».
Сразу трех «Орлов» получили создатели телесериала «Тихий Дон» — режиссер Сергей Урсуляк и продюсеры Мария Ушакова и Антон Златопольский. Урсуляк благодарил советскую и русскую литературу, позволившей ему стоять на этой сцене. Среди телесериалов до 10-ти серий победил «»Клим» Карена Оганесяна. В актерских теленоминациях «Золотые орлы» — у Константина Лавроненко за «Клима» и у Ольги Погодиной — за «Маргариту Назарову». Расчувствовавшаяся актриса призналась: «Я 20 лет шла к этой картине. Она для меня больше, чем жизнь. Восемь лет я входила в клетку с тиграми. Можно распилить статуэтку «Золотого орла» — ее половина принадлежит моему партнеру Андрею Чернышеву, который сделал это за три дня». Ольга Погодина благодарила 11 тигров, с которыми ей довелось работать, и рецензировала фильм «Выживший» с Леонардо Ди Каприо: он хороший, но компьютерный. А в «Маргарите Назаровой все по-настоящему. Но именно компания, прокатывавшая «Выжившего», получил «Орла» в номинации «Лучший зарубежный фильм в российском прокате».
За роль второго плана помимо Шакурова наградили Елену Яковлеву в фильме «Самый лучший день» Жоры Крыжовникова. Она и сама не поняла за что, только предположила — за то, что режиссер ей единственной не дал попеть караоке. У Юлии Ауг, которую на церемонии нарекли звездой арт-хауса, в «Ученике» покрепче работа. Но самая большая неожиданность – вручение приза за лучшую мужскую роль совсем еще молодому актеру Ивану Янковскому, который обошел Петра Федорова и Данилу Козловского ( на церемонии он отсутствовал – у него в театре «Гамлет»). Xотя уже при появлении в качестве «вручантки» Ирины Купченко, обо всем можно было догадаться. Столько у нее прекрасных работ было в дуэте с Олегом Янковским. Не зря его внук в день награждения посмотрел на статуэтку «Золотого орла», полученную дедом за фильм «Бедный, бедный Павел». Все сбылось. Съемки у Павла Лунгина самый младший Янковский вспоминает как время жизни. Ирина Купченко говорила о том, как здорово получать призы, когда ты молод. У «Дамы Пик» еще награда – художнику по гриму и пластическим эффектам – Елене Фомичевой. Получая потом «Золотого орла», Кончаловский ответиn Купченко: «В любом возрасте награды приятно получать. Даже в моем».
«Лучшим короткометражным фильмом» стала «Мама» Кирилла Плетнева, родившаяся чудом. В маленьком фильме согласились бесплатно сниматься Светлана Xодченкова и Валерий Баринов.
«Золотого орла» за вклад в кинематограф получил Василий Ливанов за галерею образов от Шерлока Xолмса до Крокодила Гены и Удава. Вручал награду Никита Михалков, в очередной раз вспомнивший, как Ливанов со своими собутыльниками – Тарковским, Кончаловским, Шпаликовым — отправляли его воровать у мамы водку, а потом позволяли сидеть рядом и смотреть на то, что с ними происходит после того как они выпивают. Ливанов пришел при орденах и объяснил почему, вспомнив Фаину Раневскую: «Нужно при каждом удобном случае надевать ордена, пока они не превратились в похоронные принадлежности».
Михалков появился в тот вечер с рукой в корсете. Правда, на сцену вышел, как ни в чем не бывало, без повязки. И поскольку обозреватель «МК», преодолевая боль, приехала на церемонию с рукой в гипсе, то возник стихийный разговор на эту тему. «А с вами-то что?». Михалков ответил: «Лошадь. Сухожилие». Благородно. Это не то, что поскользнуться на подмерзшей плитке в центре города.
В этот раз Михалков сам себя не наградил, как год назад, и даже фильм собственного производства принес в жертву картине брата.
— «Рай» собрал намного больше голосов академиков, чем другие фильмы, — говорит Михалков. — Это говорит о том, что наших коллег интересует поиск смыслов. Да, есть дорогое кино со спецэффектам, стрельбой, развлекательное, массовое. Оно собирает кассу. «Рай» не достигнет и тысячной части того, что могут собрать такие фильмы как «Экипаж». Но появление «Рая» свидетельствует о том, что мы остаемся серьезной кинематографической державой.
Порассуждал Михалков и об «Оскаре»: «Оскар» есть «Оскар». Я никогда им не кичился. Это самая крупная награда в кино, и у того, кто получил ее, открываются новые возможности. Это коммерческая вещь. Сравнивать «Оскара» с «Орлом» глупо, но мне важнее внутренняя жизнь нашего кино, чем то, как развивается жизнь в Американской киноакадемии.
— Вы согласны со словами Арабова?
— Да конечно.
— Что-то с этим надо делать.
— Это правда. Для этого у нас существуют специально обученные люди.
— Но специально обученные люди почему-то ведут нас не туда?
— Я не согласен с вами. 400 кинотеатров появилось за последнее время в городах, где не было вообще ничего. 400! И это в городах, где меньше ста тысяч жителей. Раньше они вообще ничего не имели, а сегодня у них есть залы с электронным оборудованием. У нас такого не было никогда.
Смотрите фоторепортаж по теме:
В Москве вручили премию «Золотой орел-2017»
30 фото