фoтo: pixabay.com
С лeтa прoшлoгo гoдa, кoгдa у биeннaлe измeнился xoзяин (oпeрaтoр), вoзникaли сплoшныe вoпрoсы – ктo вoйдeт в экспeртный сoвeт, кaкoвa стeпeнь влияния Минкультa пo чaсти мaтeриaльнoгo oбeспeчeния… Чaсть из ниx нa сей момент прояснилась: биеннале откроется 15 сентября, ее основной площадкой станет выставочный зал «Манеж», а Экспертный совет вполне себе представителен — от Пиотровского и Трегуловой до Миндлина и Свибловой.
— Для меня очень важно, что Москва теперь стала полноправным центром современного искусства, — сказал в понедельник на встрече с журналистами Михаил Швыдкой, — еще в 80-е годы бытовало мнение, что Москва — это средоточие классического искусства, а по части современности мы находимся на периферии. Но за 90-2000-е годы ситуацию удалось переломить, и в этом смысле биеннале очень помогает воспитывать вкусы публики не только через смелые кураторские проекты, но и через серьезную образовательную работу…
…Которая, кстати, вот-вот (с февраля) и начнется на базе Третьяковской галереи, о чем рассказала ее гендиректор г-жа Трегулова:
— Мы даем цикл из 20 лекций, их главный посыл — понять, что всё, что осталось великого в истории искусства, начиная с Древнего мира, тоже когда-то было современным, тоже было прорывом и новаторством, вызывало споры и неприятие, вызвало противодействие. И если люди узнают об этом, то будут терпимее и правильнее воспринимать новейшие течения…
Лекции будут строиться по следующей схеме — сначала выступление эксперта по заданной теме, затем его диалог с модераторами, а потом уже виртуальное общение с аудиторией. Затем подобные циклы поедут «на гастроли» в Курск, Белгород, Оренбург.
Теперь о главном — о том, кто задает тон. Как правильно заметил Швыдкой, «Юко Хасегава знают во всем мире, приглашение ее в качестве куратора — это, в том числе, дань уважения ее авторитету». В 2001-м Юко была художественным руководителем биеннале в Стамбуле, затем со-куратором биеннале в Шанхае, комиссаром японского павильона в Венеции, и так год за годом — Сеул, Венеция, Сан-Паулу, Шардж…
Юко на должность куратора была выбрана 18 голосами из 22, и в Москве собирается устроить нечто невероятное, по словам Трегуловой — «куратор из Японии не может сделать некрасивую выставку». В понедельник-вторник Юко посетит галереи современного искусства в Москве, своего рода, первые знакомства, а затем приедет лишь в марте, приступая к более тщательному отбору…
— Я очень вдохновлена своей работой именно здесь, в Москве, — говорит г-жа Хасегава, — это важнейшее геокультурное место, здесь пересекается много веяний европейского и азиатского искусства. Что до меня, то я стараюсь всегда работать с контекстом города, контекстом страны. Отсюда и мой нынешний концепт, он называется «Заоблачные леса». Ведь сейчас все творческие люди ищут новый язык, но опираясь на свою родную среду. Это могут быть и художники, и мастеровые, и ремесленники, все исходят из своей земли… В то же время, в пространстве Леса возникло пространство Облака — это новое компьютерное интернет-поколение, для которого среда не так важна. И в рамках взаимодействия этих поколений Леса и Облака возникает новый уникальный язык с новыми феноменами. Когда в пространстве Леса человек творит, а потом через Облако делится этим со всем миром. Это мы и постараемся исследовать…
Итак, заявки от художников принимаются до 10 марта: они могут быть представлены Юко Хасегава как через рекомендацию членов экспертного совета, так и через самостоятельную презентацию. С понедельника заработал сайт биеннале, где вывешены все условия.