Нa сaмoм дeлe, примeрoв тaк мнoгo, чтo труднo усoмниться в связи мeжду псиxичeскими oтклoнeниями и твoрчeствoм. Oснoвывaясь нa дaнныx швeдскoй пeрeписи нaсeлeния, ученые пришли к выводу, что люди, страдающие биполярным расстройством, имели на 35% больше шансов оказаться представителями перечисленных профессий. Несмотря на значительную цитируемость, это исследование подвергалось серьезной критике. Интуитивно мы убеждены, что те факты, которые легче всего вспомнить, происходят чаще всего. Известны и более обширные исследования, опубликованные в первой половине XX века. Например, в 1904 году Хэвелок Эллис (Havelock Ellis) изучил биографии свыше 1000 творческих деятелей и не нашел никаких связей между нарушениями психики и болезнями. В действительности, серьезных работ на эту тему довольно мало. Рассказ о том, как Ван Гог отрезал себе ухо, а также продолжительные споры об истинности этого факта, делают данный пример в нашем сознании необыкновенно ярким. Поэтому яркие примеры часто незаслуженно считаются типичными». Исследовательница анализировала психическое здоровье 60 человек, половина из которых были писателями. Главная трудность, стоящая на пути исследователей, — отсутствие четкого определения креативности. Слишком краткий список проанализированных сфер деятельности не позволяет однозначно связать профессию человека с его склонностью к психическим отклонениям. В связи с этим исследователи часто работают с упрощенными (рабочими) моделями творчества. Как выяснила Андреасен, писатели оказались более склонны к биполярному расстройству, чем остальные участники исследования. Чаще всего для обоснования связи психических нарушений с креативностью цитируют исследование Нэнси Андреасен (Nancy Andreasen), опубликованное в 1987 году. Почему же, несмотря на отсутствие научных доказательств, связь безумия и гениальности сегодня представляется нам едва ли не аксиомой? Из 29 исследований, проведенных до 1998 года, в рамках 15 не удалось установить искомой взаимосвязи, 9 работ подтверждают ее и еще 5 не дают однозначного ответа. Критики Андреасен также отмечали, что для большей объективности интервьюер не должен был видеть участников исследования — впечатление от облика и манер собеседника, а также от места, где проходит беседа, могут сильно искажать выводы исследователя. Алекс Кудрин Например, в исследовании 2011 года ученые определяют творческие способности человека исходя лишь из сферы его деятельности. Скорее нет, чем да. В частности, ставилась под сомнения эффективность подхода, основанного на интервью, — для получения достоверных данных нужны более четкие и понятные критерии. Такой выбор мог быть ошибочно истолкован автором работы, как проявление социофобии или других отклонений. Пытаясь ответить на этот вопрос, каждый вспомнит Винсента Ван Гога, Вирджинию Вулф и Робина Уильямса.
Опубликовано 5 мая, 2016 adminGWP