Автомобили-роботы управляются программами, которые находятся в их бортовых компьютерах.
По крайней мере, на первых порах, программы будут в бортовых компьютерах – ну, прежде чем их традиционно “унесут в облако”.
Бортовые программы управления можно обновлять, а можно просто “поменять прошивку”.
Вообще, загрузка новых прошивок в автомобильные бортовые вычислительные системы уже очень распространённое явление: есть сервисные центры, которые “чипуют” мотор, повышая мощность; для многих марок выпущены специальные программаторы, доступные каждому автовладельцу – такой программатор позволяет выбрать одну из нескольких прошивок (типа, “Максимальная мощность”, “Экономия топлива” и пр.) и загрузить её на борт.
Содержание
Мастер-водитель
Экономия топлива
Маршрутное разнообразие
Винтажное такси
Для хипстеров
Так что прошивки для автомобилей-роботов должны появиться обязательно. И поле деятельности для разработчиков прошивок тут велико: ведь изменения касаются не только работы агрегатов, но и использования автомобиля в целом. Какие новые прошивки предложат?
Мастер-водитель
Прошивка со стилем вождения некоторого знаменитого “водителя”. Пилоты “Формулы-1”, всемирно известные раллисты – дампы телеметрии их спортивных автомобилей, записанные во время гонок и позже похищенные хакерами, позволяют точно копировать манеру переключения передач и прохождения апексов поворотов. Проблему может составить только то, что дорожный автомобиль-робот не слишком похож на своего гоночного собрата по динамическим характеристикам.
Не беда: прошивка адаптируется под конкретную марку, и вот – бюджетный хетчбек уже повис на заднем бампере “соперника”, ожидая возможности обойти его по внутреннему радиусу, на торможении, а владелец автомобиля-робота счастливо вцепился руками в пассажирское кресло. Да, активное вождение несёт с собой риски: автономный автомобильчик может просто развалиться от перегрузок; от судебных разбирательств тут помогают только условия предоставления прошивки – “как есть”, без всяких гарантий.
Экономия топлива
“Стандартные прошивки недостаточно хорошо оптимизированы, поэтому эффективность использования топлива не так велика” – гласит описание прошивки, сопутствующее её торрент-адресу. Многие владельцы, уже скачавшие на свой смартфон семь приложений, ускоряющих доступ к Интернету, задумаются об экономии. Тем более, что прошивка сулит целый литр, на тысячу километров (подтверждено независимыми испытаниями!).
Конечно, сливать топливо на сторону данная прошивка не сможет, но вот “вычислять биткоины”, в пользу авторов – вполне. Впрочем, автомобили-роботы станут сплошь электрическими, так что “экономить” прошивка будет не топливо, а ватты электроэнергии, например, при помощи “оптимальных настроек рекуперации”.
Маршрутное разнообразие
Робот возит вас с работы домой, а из дома на работу одним и тем же маршрутом? Скучно. Новая прошивка рандомизирует генератор маршрутов. В зависимости от топологических свойств географической окрестности, в которой вам повезло проживать, и заданных пользователем лимитов, перепрошитый робот будет использовать от десяти до десяти тысяч новых маршрутов, совпадающих не более чем в четырёх фрагментах, эквивалентных перегону между перекрёстками.
Пользователи, получившие небольшую математическую подготовку, удивляются, почему в прошивке имеется верхний предел числа маршрутов, да ещё такой небольшой.
Разработчики объясняют: теоретически, верхний предел должен быть связан либо с пробегом автомобиля, либо со временем его непрерывного движения (высказывается мнение, что на время движения, кроме других факторов, влияет физиология пассажира, его способность безвылазно сидеть в салоне, но эти детали пусть волнуют врачей, а не разработчиков “кастомных” прошивок).
Действительно, число улиц на континенте позволяет построить большое число маршрутов из точки А в точку Б. Если ввести требование различия прямых и обратных маршрутов, то число вариантов заметно уменьшается, но всё равно остаётся большим и превышает десять тысяч даже для среднего мегаполиса.
Однако на практике, в случае с автомобилем-роботом, всё упирается в объём бортовой памяти, выделенный под расчёт логистики посещения заправок. Так что сохранение совместимости прошивки с автомобилями, работающими под управлением ОС Apple, потребовало установления строгого верхнего лимита.
Винтажное такси
Загрузка этой прошивки приводит к тому, что автомобиль-робот перед поездкой отправляет владельцу сообщение на смартфон: “Машинка подъехала, выходите”. Но сам автомобиль при этом кружит по переулкам где-то за два-три квартала от дома. После того, как поездка всё же началась, принудительно включается голосовое управление – функция “Дорогу покажешь?”.
Данная прошивка успешно конкурирует с прошивкой маршрутного разнообразия, потому что автомобиль прибывает из точки А в точку Б каким-то неожиданным образом, срезав путь через пару дворов, и как бы споря с собственной навигационной системой, негромко приговаривая через динамики: “Зачем мне на Рязанку? Мне туда не нужно”.
Для хипстеров
Прошивка существует в двух версиях: кофейной и амстердамской. При использовании кофейной версии, автомобиль-робот, после посадки пассажира в салон, никуда не едет, а вся энергия используется для зарядки смартфона и ноутбука пассажира, который в это время проводит активный “ресёрч”.
Амстердамская версия вне зависимости от точки назначения доезжает только до ближайшего пункта проката велосипедов, а при отсутствии такового – до ближайшей пешеходной зоны. Далее пассажиру предлагается проследовать более экологичным видом транспорта.