Украина переживает не самые лучшие времена. Экономический кризис осложняется военными действиями на Донбассе, что явно не усиливает привлекательность украинского рынка в глазах иностранных компаний. Как изменились подходы к управлению дочерними компаниями международных холдингов, почему иностранные управленцы не боятся ехать в Украину и тепло отзываются о ней — Delo.UА рассказали экспаты.
Мартин Шумахер, генеральный директор «МЕТРО Кэш энд Керри Украина»
До того, как я приехал в Украину в июле 2013 года и начал работать на должности коммерческого директора «МЕТРО Кэш энд Керри Украина», я более 25 лет работал в сфере торговли и FMCG в крупных компаниях в США и странах Западной Европы. В этих странах уже давно разработаны и внедрены в жизнь механизмы, препятствующие влиянию политики на бизнес, и наоборот.
Украина только начинает свой путь к действительно свободному рынку, и законодательство страны еще содержит множество пробелов, которые на практике создают препятствия для открытого и прозрачного ведения бизнеса в Украине. Например, введение пошлины на импортные товары. Это определенным образом повлияло на изменение объемов продаж зарубежной продукции по отношению к отечественной.
Я очень надеюсь на то, что нужные изменения в законодательство будут приняты уже в скором времени, ведь это позволит увеличить инвестиционную привлекательность Украины в непростое для страны время.
Жерар Галле, генеральный директор «Ашан Украина»
Экономический кризис и конфликты на востоке неблагоприятно влияют на климатические условия в мире бизнеса. Но мы остаемся на рынке Украины и продолжаем развиваться на нем. В сложное время важно не останавливаться и создавать рабочие места, а также акцентировать внимание на хороших новостях. Не стоит забывать о коммуникациях, необходимо объяснять менеджменту логику принятых решений.
Наша роль заключается также в помощи стране, к примеру, вынужденным переселенцам. Мы должны поддерживать их как путем пожертвований, так и нематериальной помощью.
Войцех Байда, генеральный директор «Ericsson Украина»
Вот уже больше двух лет, как я переехал в Украину. До этого я работал в Ericsson в Африке и других странах и, честно говоря, сильно обрадовался, когда поступило предложение переехать сюда, ведь здесь я действительно чувствую себя как дома. Люди, культура, менталитет — все напоминает родную Польшу.
Что касается ресурсов, культуры и принципов управления персоналом, Украина также близка к Польше. Таким образом, должность в Украине стала возможностью снова окунуться в родную культуру. Украина открывает широкие возможности, как для компании, так и для меня в плане карьерного роста.
Культура и ментальность Украины несомненно ближе к Европе и является ее частью. Я считаю, что украинцы в большей степени готовы к инновациям и новым технологиям. Более того, последние исследования пользовательского поведения украинских абонентов, проведенные Ericsson ConsumerLab, свидетельствуют о том, что привычки пользования мобильными услугами украинцев совпадают с привычками западных европейцев.
В бизнесе украинцы мало чем отличаются от европейцев. Должен признать, что мне в Украине намного проще, чем в Африке, так как большинство наших клиентов или потенциальных партнеров — это мировые корпорации, которые разделяют европейские ценности — сотрудничество, взаимоуважение, вежливость и продуктивные партнерские отношения. И это для меня огромный стимул.
Карстен Фирке, генеральный директор «Philips Украина»
Сейчас Украина переживает не самые легкие времена, и это, естественно, влияет как на ведение бизнеса компании, так и на то, насколько комфортно жить в стране.
Я переехал в Киев со своей семьей в марте прошлого года. Мои дети ходят в Украине в школу и в целом, все спокойно. Но переезд в такое непростое для страны время имеет свои нюансы и особенности. Так, моя семья ощущает повышенное внимание со стороны родственников и друзей, которые обеспокоены нашим пребыванием в Украине. Нам приходится постоянно объяснять, что с нами все в порядке и мы в полной безопасности.
Экономическая же ситуация в Украине остается довольно неопределенной и непредсказуемой. Компаниям и потребителям не хватает четкой информации о том, что происходит в стране и в восточных регионах, какова ситуация с валютным рынком и экономикой страны в целом. Несколько лет назад вряд ли кто-то мог предположить, что все будет развиваться в таком ключе. Более того, даже сейчас никто не знает, что будет через неделю, месяц, квартал. Это безусловно влияет на ведение бизнеса в стране. И тут на первое место выходят действия и решения каждой компании — плыть по течению или адаптироваться к изменениям.
Мы принимаем меры, которые позволяют нам более эффективно управлять бизнесом. Например, мы активно работаем с нашим главным активом — нашими сотрудниками. Сплоченная команда является залогом успешной работы компании в период турбулентности и постоянных изменений. Кроме того, мы активно взаимодействуем со штаб-квартирой. Это позволяет нам получить необходимую поддержку — будь то совет или практический кейс решения похожих задач. Ну и не стоит забывать, что сложные времена дают новые возможности. Главное, их рассмотреть и найти оптимальное решение, как для потребителя, так и для компании.