Самарские ученые участвуют в создании 3D-принтера, который будет «печатать» металлические детали для аэрокосмической промышленности. Об этом сообщили в пресс-службе Самарского государственного аэрокосмического университета (СГАУ).
«До конца 2015 года в СГАУ будет создан макет головки сопла первого отечественного трехмерного высокопроизводительного принтера для печати из металла», – отметили в пресс-службе. Сопло – своеобразный кран, откуда подается порошок на печать.
Работу по проекту самарские ученые ведут совместно с коллегами из Санкт-Петербургского политехнического университета.
Создаваемый 3D-принтер рассчитан на печать крупных элементов и узлов авиационных двигателей, изготавливаемых из жаростойких и тугоплавких металлов – опор и камер сгорания. В перспективе новый высокопроизводительный принтер может заменить устаревшие и дорогостоящие технологии в двигателестроении – литье и штамповку деталей.
Особенностью отечественного принтера станет более совершенная система подачи материала. Существующие подобные зарубежные устройства выполняют задачу сравнительно долго, выпекая модель последовательно – слой за слоем. В российской разработке лазерное излучение будет подводиться в точку подачи спекаемого порошка, что позволит сразу запекать порошок в месте подачи на контур детали. За счет этого производительность принтера повысится в несколько раз.
В качестве соисполнителя СГАУ занимается разработкой сопла и оптической системы для контроля распределения порошка для печати. В конце 2015 года должен быть изготовлен макет технологической головки сопла, а также получен первый образец наплавления, который должен соответствовать требованиям качества, применяемым в авиационной и космической технике.
Первым пользователем нового принтера станет самарское предприятие по выпуску авиационных и космических двигателей «Кузнецов», которое является индустриальным партнером проекта. Уже в 2017 году предприятие должно получить первый готовый образец «напечатанной» детали.
«Ученые считают, что лет через пять российские установки для печати металлических деталей станут настолько компактными, что смогут использоваться и в космосе, в том числе на МКС», – подчеркнули в пресс-службе СГАУ.