Всего несколько месяцев назад, в феврале 2015 года, мы писали о Серхио Канаверо, враче Turin Advanced Neuromodulation Group. Он решил стать первым в мире хирургом, пересадившим человеку голову. Серьезное заявление.
Звучит жутко, но если получится, такая операция может помочь миллионам людей по всему миру. Есть ряд людей, страдающих от мышечных или нервных проблем, которые приводят к параличу нижних конечностей. Есть много других, у которых развился рак в разных частях тела. Для этих людей пересадка головы может существенно улучшить качество жизни или вовсе спасти ее. Канаверо утверждает, что эта процедура может осуществиться и с большим процентом успеха. Он утверждает, что мы обошли большинство основных препятствий, которые мешали нам осуществить такую операцию (например, он утверждает, что теперь мы можем спаивать спинной мозг и предотвращать отторжение новой головы иммунной системой организма).
Также Канаверо установил срок в два года для такой операции. По его мнению, первая трансплантация головы может быть осуществлена в 2017 году. Звучит шокирующе или вообще невероятно. Правда, люди довольно давно занимаются трансплантацией органов. Первая успешная трансплантация щитовидной железы была произведена в 1883 году Теодором Кохером, хирургом и нобелевским лауреатом. Так что мы имеем более 130 лет медицинских достижений, но достаточно ли этих достижений?
Большинство врачей думает, что нет.
В конечном счете мозг является самым сложным механизмом, известным человеку. Число соединений в нем просто ошеломляет. Добавьте к этому все химические вещества, которые участвуют в его работе и влияют на сознание, и все становится невероятно сложно. Из-за сложности задачи и нашего недостаточного понимания мозга, многие хирурги скептически относятся к этой процедуре.
Но Валерия Спиридонова это не волнует. Спиридонов — 30-летний россиянин, страдающий от болезни Верднига-Гофмана, формы тяжелой спинальной мышечной атрофии, которая не дает ему даже собственную голову поддерживать (а также вызывает проблемы с глотанием, дыханием и другими процессами, которые связаны с системной потерей мышечной массы). Большинство людей с такими проблемами умирает до 20 лет, поэтому Спиридонову отчасти повезло, однако именно по этой причине он решился добровольно пойти на чрезвычайно рискованную (и, вероятно, смертельную) операцию.
Если все пойдет по плану, Спиридонову снимут голову и прикрепят к телу другого человека. Однако эксперты практически не верят в успех такого действа. В лучшем случае эта процедура приведет к смерти. Многие опасаются, что последствия будут еще хуже.
Известные нейрохирурги считают, что пациент может встретиться с чрезвычайной разницей в химии мозга, а это в результате приведет к безумию, какого раньше не видывали.
Артур Каплан, доктор наук и директор по медицинской этике в Langone Medical Center в Нью-Йоркском университете, считает, что это безумие будет результатом того, что «новая химия утопит мозг, войдет незнакомая нервная система тела и так далее». Кроме того, наиболее вероятным исходом будет смерть, учитывая, что исследования на эту тему не проводились даже на животных. Кроме того, Каплан сказал пару нелестных слов о Канаверо: «Этот парень никогда не называл волшебный ингредиент, который позволит ему вылечить спинной мозг. Погуглите о нем. У него нет реального опыта или публикаций в нейрохирургии. Думаю, он просто пиарится».
Каплан далеко не единственный, кто не верит в эту процедуру. В интервью CNN доктор Роберт Рафф, национальный директор по делам ветеранов в области неврологии, назвал эту процедуру надуманным фарсом и что осуществить ее в настоящее время практически невозможно. Он сказал, что, скорее всего, от успеха нас отделяют столетия, а не годы. Когда его спросили о реалистичных сроках, он сказал, что «невозможно заглядывать в будущее так далеко».
Наконец, Каплан утверждает, что нам лучше сосредоточиться на реальных медицинских достижениях, которые будут реально помогать людям, а не на этих сенсационных историях. И с ним трудно не согласиться.