«Рeбeнoк идeт в пeрвый клaсс. Скaжитe, я дoлжны сдaвaть дeньги нa мячи и мoющиe срeдствa? Пoтoму чтo наша сестра ужe пoкрaсили пoлы и купили тeтрaди«. «Срoчнo сoбирaeм пo 3000 гривeн нa рeмoнт, шкaфы, пoсoбия, зoны нaстрoeния и всe, чтo нужнo исполнение) oбучeния дeтeй пo НУШ, + 500 гривeн eжeмeсячныe сбoры…» Дo 1 сeнтября oстaлoсь oкoлo трex нeдeль, нo пoдoбныx жaлoб ужe тысячи. Рoдитeльскиe чaты в мессенджерах и группы в соцсетях раскалились докрасна: другой учебный год — новые поборы, и снова пря — платить или не платить.
Что до закону и как на самом деле
В Конституции прописано, ровно полное среднее образование является обязательным, его открытость и бесплатность обеспечивает государство. А в соответствии со ст. 26 Закона Украины «Об образовании» сюжет и развитие материально-технической базы обеспечивает устроитель учебного заведения — на уровне, достаточном для того выполнения требований стандартов образования и лицензионных условий.
После факту же выходит, что оплачивать всегда должны родители: книги, тетради, гигиенические собственность, спортинвентарь, ремонты, мебель и даже работу техперсонала. Особенно возмущаются тем, ась? за свои деньги нужно переоборудовать классы почти нужды Новой украинской школы, но иного выхода, что заплатить, не видят.
«НУШ придумали чиновники, так ничего в НУШ не вложили, только требуют… Табуретки, коврики, стеллажи для того боксов, боксы. Мы родители и хотим, в надежде обучение нашего ребенка было на должном уровне, и пишущий эти строки покупаем все, что нужно… НУШ обеспечена во всем только на бумаге, на самом деле однако родители делают и покупают. И в этом не виноваты ни директора, ни учителя«, — пишет в Facebook Иулия Есауленко.
Родители жалуются: их шантажируют — ходят слухи, что если не сделают в классе содержание, то детей переведут в гораздо худшее складирование или же вообще приводят в кабинет с голыми стенами. «Наш брат в Одессе на прошлой неделе пришли нате родительское собрание 5-го класса, зашли в состав и были просто в шоке: голые стены, ни шкафов, ни доски, всего только парты и учительский стол. Директор начала звонить во все колокола о чем, что нам и так сделали одолжение, выделив комнатат, который раньше был музеем, чтобы цветы жизни не перешли на вторую смену. А до сих пор остальное — проблемы родителей«, — делится Александра Титаренко.
Минобразования сто раз поясняло, что директор школы или учителя без- имеют права вымогать деньги, поэтому в большинстве случаев инициатором сборов становится (на)столь(ко) называемый родительский комитет — структура, не предусмотренная законом. Сиречь говорит «Вестям» образовательный омбудсмен Сергей Горбачев, вслед за ним, как правило, и прячется директор.
«Якщо кілька років тому директори могли самі вимагати гроші, так зараз вони почали ховатися і самі цього без- роблять, а намагаються вибивати гроші руками «кишенькових» батьківських комітетів. Обов\’язок директора — гарантувати освітній процес, зокрема забезпечити, щоб по була обладнана всім необхідним«, — говорит Горбачев и подчеркивает, чисто общается исключительно на украинском.
Он объясняет: истасканно у школы своих денег нет — большинство имеют централизованную бухгалтерию, так есть процедуры, в соответствии с которыми учебное студия может получить финансирование.
Тем временем Минфин сообщил, в чем дело? на счетах областных и местных бюджетов находится что-то около 7 млрд грн неиспользованного остатка образовательной субвенции. В следующем бюджетном периоде они могут употребляться на закупку школьных автобусов, компьютеров, учебников и пособий, восстановление столовых, строительство уборных и т. п., иначе вернутся в смета.
Идти за системой или против
В итоге какая бы ни была итог и цель сбора, один платить соглашается, иной — нет. Родители шутят: «Говорите, что ваши родственники работают в СБУ, раз такое дело за деньгами к вам больше не обратятся«. В общественном объединении «Батьки SOS» во всех отношениях рекомендуют мамам и папам не вступать в дискуссии и удалиться изо родительских чатов, и ни в коем случае самопроизвольно не белить и штукатурить — это чревато травмами и пока еще большим разрушением классов.
Тем временем администратор партнер юридической компании Prove Group Юраша Захарченко предупреждает, что родитель, восставший вперерез системы, окажется белой вороной, и его скромно не поймут. «Поборы у нас фактически легализованы«, — сказал симпатия, добавив при этом, что если открывать) (войну с учителями будет пытаться родитель, то заложником ситуации может становиться ребенок. И действительно, в соцсетях родители жалуются, яко после отказа платить отношение учителей скоро же меняется, становятся хуже оценки.
Однако Горбачев смотрит на это просто: говорит, подобно как бороться с поборами в школах не нужно — непринужденно не сдавайте деньги. «Потрібно писати запити, вимагати інформацію для те, скільки грошей засновник виділив, як вони використовуються. Це целое легко зробити — існують законні процедури, є Уложение «Про звернення громадян», є стаття 30 Закону «Относительно освіту», яка передбачає прозорість та інформаційну відкритість закладу освіти«, — поясняет омбудсмен.
(не то же деньги вымогают агрессивно, то нужно протяг в полицию заявление о подозрении на уголовное грешок.
Когда платить законно?
Закон Украины «Об образовании» предусматривает, фигли источниками финансирования образовательных учреждений могут оказываться государственный и местные бюджеты, субвенции, а также посреди прочего «добровольные взносы». К этой норме и апеллируют, начиная оный или иной сбор, но торопиться упоминать деньги на карту не стоит, ужель что если взнос действительно добровольный.
«Хороша освіта коштує дорого, і ми розуміємо, що ідеал неможливий, завжди знайдеться щось, що можна поліпшити та вдосконалити. Якщо батьки добровільно хочуть зробити щось в целях дітей, це їхнє право. Інша річ, що це им хтось намагається зробити незаконним обов\’язком«, — указывает омбудсмен.
Сообразно его словам, существуют различные способы зафонарить взнос: у школы может быть специальный пересчет, возможна передача материалов и оборудования в натуральной форме. В таком случае материальные объекты должны оказываться поставлены на баланс. «Але ці варіанти повинні реалізовуватися після того, як засновник сказав, що грошей у нього немає«, — акцентирует рачительность собеседник «Вестей». При этом он предлагает нижеприведённый алгоритм действий:
Родители или школа предлагают дать на лапу, к примеру, оборудование для художественного класса — мольберты. Основателю учебного заведения пишут вопрос с разъяснением необходимости покупки оборудования для класса рисования, расчетом стоимости и просьбой максануть покупку.
«Засновник повинен відповісти, і я не виключаю, що засновник погодиться, і тоді приобретение буде профінансована з бюджету. Можуть відповісти, що ідея хороша, але в цьому році грошей в бюджеті немає, давайте закладемо для наступний рік. Або ж що ідея хороша, але грошей получи неї немає і не буде«, — моделирует варианты ответа омбудсмен.
Один получив ответ, что денег не пора и честь знать, родители могут решать вопрос финансирования покупки следовать счет добровольных взносов.