В Укрaинe зaкoнчился втoрoй «кoвидный» учeбный гoд. Систeмa oбрaзoвaния, нeсмoтря нa сaмыe пeссимистичeскиe прoгнoзы в нaчaлe 2020 гoдa, выстoялa. Бoлee тoгo, в кoнцe тeкущeгo учeбнoгo гoдa – oбрaзoвaтeльныe учрeждeния нaчaли oткaзывaться oт удaлeнки, вoзврaщaя в aудитoрии учeникoв и студeнтoв.
Нa фoнe мирoвoй пaндeмии Укрaинa нe приoстaнoвилa т.н. «рeфoрму oбрaзoвaния». Oбщeoбрaзoвaтeльнaя систeмa пeрexoдит нa рeльсы «Нoвoй укрaинскoй шкoлы», a ВУЗы ждут укрупнeния и сoкрaщeниe – Всeмирный бaнк выдeлил нa этo грaнт в 200 млн дoллaрoв.
Oбo всeм этoм наша сестра пoгoвoрили с министрoм oбрaзoвaния Укрaины Сeргeeм Шкaрлeтoм.
— Сeргeй Никoлaeвич, в знакомства с oкoнчaниeм учeбнoгo гoдa aктуaлизирoвaлся вoпрoс пoступлeния в вузы Укрaины. Сeйчaс в мирoвoй рeйтинг вxoдит всeгo шeсть учeбныx зaвeдeний с Укрaины…
— Eщe сeмь лeт нaзaд ни oдин изо нaшиx унивeрситeтoв нe вxoдил в мирoвыe рeйтинги. Зa пoслeдниe гoды тудa пoпaли 6–7 унивeрситeтoв. Нe мoгу скaзaть, чтo этo прoрыв. В Пoльшe 40 унивeрситeтoв нaxoдятся в рeйтингe.
Вaжнo нe прoстo вxoдить в рeйтинги, a -побывать) вoвлeчeнным в прoцeсс oбучeния чeрeз сoврeмeнныe кeйсы, которые дают риск на практике реализовывать теоретические знания.
В Украине 35–40 университетов используют дуальное организация (теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — возьми рабочем месте. — Ред.). Особенно сие касается высокотехнологических специальностей, так называемого шестого технологического уклада. Сие IT, нанотехнологии, современные агротехнологии.
— В стране происходит эксплуатация деиндустриализации, мы теряем наукоемкие отрасли, про которых готовили этих специалистов. В стране искони не проводили перепись. Как в этом хаосе формируется казенный. Ant. личный заказ на специалистов?
— Мы работаем с Минэкономики, с Министерством соцполитики, с данными Госстата и работодателями. Госзаказ для самом деле есть. Так называемый просторный конкурс позволяет выделить то или иное сумма мест госзаказа на конкретные специальности.
Наша сестра сосредоточились именно на высокотехнологических специальностях и тех, которые нужны национальной экономике. Огненный) цех, агротехнологии, зооветеринария, агрономия и т. д. Мы очень входя во все подробности отслеживаем спрос и предложение на IT-специалистов, в силу того что что эта сфера будет развиваться.
— К слову, не далее как резонанс вызвал материал «Вестей», что Всесветный банк дает $200 млн Украине в оптимизацию сети вузов. Под словом «оптимизация» прячется укрупнение вузов и снижение их количества. Меня смущает один фаза. Почему Всемирный банк дает на сие деньги?
— Грант Всемирного банка на 200 млн «запущен» в 2019 году. Я в точности также недоумевал, почему он появился. Как-нибуд я пришел исполнять обязанности министра, этот суд уже был запущен. В любом случае оптимизация вузов нужна. Поступающих днесь 330–340 тыс. А лицензионных мест — 1,5 млн. Пожирать вузы сильнее, слабее. Есть недобор. Наш брат только за этот год порядка 12 университетов укрупнили. Который-то укрупнялся самостоятельно. Мы все понимаем, что-то университет условно даже на две тысячи студентов — сие не университет. У нас школы есть крупнее. Моя проблема, чтобы, выполняя этот грант, высшее получение Украины не проиграло. Мы будем размежевывать университеты в любом случае. Как показывает натренированно Днепра, университетов много, а поле абитуриентов постоянно меньше и меньше. Большой университет в части эффекта масштаба дает шанец развиваться лучше.
— Что будет с вузами, которые переехали с неподконтрольных территорий, а именно, Донецкий национальный — в Винницу? Эти вузы круглым счетом и не встали на ноги. Они потеряли по существу все на неподконтрольных территориях.
— Мы стараемся и даем им случай приоритетно развиваться.
— У них есть бонусы?
— Ассистент и на прием студентов, и на финансирование. Сие те вузы, которые больше всех пострадали в этом конфликте.
— Крошечки недавно журналисты обнаружили в системе Минобразования т. н. директораты, конечности которого имеют финансовые преференции. При этом штрих набора специалистов в эти директораты низкое. Единственное согласие — знание английского языка.
— Директораты — это агроформирование политики, а управление — это реализация политики. Реформа структуры было направлено на усиление части министерской команды, которая реализовывала бы поуже наработанные инициативы. А не ставила только контрольные задания, а ужотко их не выполняла. Только и всего.
— А можете без лишних разговоров примерно очертить рынок труда? Что востребовано и в каких отраслях переизбыток?
— Перебор с гуманитарными специальностями. Перебор в юриспруденции, звук с экономистами, перебор с менеджментом. Не хватает учителей. В реформе «Новой украинской школы» кардинальный, прежде всего, учитель. Он носитель реформы и тех знаний, с которыми наш брат будем учить наших детей. Не как у барбоски блох сегодня агроспециалистов, катастрофически не хватает IT-специалистов. Ужасно не хватает механиков. Не просто человека в фуфайке с гаечным ключом, а математика, проектанта, способного вспомнить математическую модель построения тех или иных процессов.
Механические специальности в данное время очень востребованы. Также очень нужны сварщики. Наши западные соседи — Речь Посполитая, Венгрия, те же страны Балтии — наших сантехников, электриков от мала до велика забирают. Водителей забирают. Фактически эти специальности вроде утрачены, вот тот средний блок, золотые шуршалки общества, на которых все держалось.
— Вследствие того тогда непрестижно идти в профессии, специальности, которые точно раз отдаются в профессионально-техническом образовании?
— Безвыгодный готов сказать, что непрестижно. На текущий день процент трудоустройства из наших ПТУ — 95%. В таком случае есть в ПТУ не все так плохо. Подавляющая ПТУ утратило, наверное, свою актуальность ровно по современности подачи материала и современным учебным технологиям. А за счет госбюджета последние два годы было создано 95 учебно-практических центров в (видах подготовки специалистов профтехобразования.
Мы сегодня беда плотно работаем с областями и с городами для передачи ПТУ в местные бюджеты угоду кому) того, чтобы они свой местный вопрос сформировали.
Всего передано около 200 заведений профтехобразования. Самая большая положение, с которой мы столкнулись, что нет кадастровых номеров в землю, нет проектов на здание. Я беда надеюсь, что до конца года наш брат все-таки все ПТУ передадим областям, местным советам, для того чтобы там запустить процесс качественной подготовки возьми местном уровне.
— Давайте теперь поговорим о школе. Со школой унич очевидная проблема — это недобор педагогических кадров. Вдоль состоянию на 2018 год в школах Украины было 15% вакантных мест учителей математики.
— Английского языка пока еще больше. По математике и физике примерно такая статистика.
Переплет немного глубже. На учителя математики и физики идут ребята с самым низким баллом ВНО. Сложная специальность, и получается беда нашего общества сегодня. Пишущий эти строки сегодня стратегию разработали, думаю, за 2–3 годы выровняем, повысим уровень математической подготовки. Председатель настоял на том, чтобы разработать и насадить концепцию STEM-образования. То есть точных естественных наук, в основе которых лежит точки соприкосновения развитие общества и всего остального.
— Коварный дилемма о дистанционке. Прошлая карантинная кампания показала невысокое характер онлайн-уроков, которые готовились под эгидой фонда Сороса «Воскресение». Мы увидели, что есть очевидные математические ошибки, географические. Убирать попытка идеологизировать учебный процесс. Что с сим делать?
— Весь мир столкнулся с такой проблемой первостепенный раз. Никто не понимал, как изо нее выходить, поэтому делали с колес. Перед всего, это доступность и качество. Были ошибки. Же, наверное, преподаватель на камеру мог споткнуться. Важно было, чтобы корректоры вычитали и выпускали уроки сильнее качественные. Идеологизация образования… Как по части мне, оно вне политики. Образование — сие образование. Это возможность получить конкурентные актив по окончании определенной образовательной программы. До скорой встречи то школа, ПТУ, высшее образование. Конкурентное сила на рынке труда. Это основа лишь.
В декабре 2020 года мы запустили платформу «Всеукраинская опыт онлайн». Я могу абсолютно гарантировать, что тура стало лучше.
Я абсолютно категорически против перевода целом) образования на онлайн. Более того, аж в «красной зоне». Я очень благодарен и премьер-министру, и министру здравоохранения ради то, что поддержали Министерство образования в томик, чтобы не применять дистанционку для 1–4-х классов. Детские садики не более очно. И специальные учреждения (интернаты) только очно, затем что что там и уход. Образовательный процесс — сие не только получение знаний. Это социализация. Самое первоэлемент, что есть. Умение общаться, находить родовой язык в разных конфликтных ситуациях. Поэтому николи дистанционное образование не заменит полноформатного. Я ребенку своему говорю, сколько дистанционное образование — это возможность расширить находя кругозор.
— Вы помните эти скандалы с учебником после географии для 8-го класса под авторством Маслака? Этим) знаменитое судебное решение по иску Андрея Портнова к учебникам по мнению истории, где внесены псевдофакты. Почему в Украине грешно поступить так, как делали в других государствах, идеже есть очевидные гражданские противоречия? Например, подморозить оценку исторических событий в стране за последние 25 полет и подавать сухую хронологию.
— Сегодня мы от начала до конца изменили порядок отбора учебников. Мы сделали его другим образом. Будут вотировать преподаватели всей страны, кто конкретно данный курс или предмет читает. После сего, если учебник набирает 40 тыс. голосов, так тогда он идет на комиссию, и пишущий эти строки его оцениваем. Без привязки. Это короче анонимно, никакого автора там не брось. Как только учебник сам по себя конкурсно в открытой процедуре голосования наберет определенное нажин голосов, тогда он участвует в конкурсе. Автор этих строк старались, чтобы все общество, вся Хохдяндия была вовлечена в процесс подготовки учебника.
— Перейдем с духовной пищи к обычной. Питание в школах. Знаю, по какой причине есть целевая программа, патронирует ее первая госпожа нашей страны. Что вы планируете исхреначить? Как улучшить?
— Программа идет два лета. В этом году под патронатом первой дама меняются не просто пищеблоки, меняется отнюдь не просто набор блюд. Меняется сама взгляды на жизнь безопасности питания, полезности, калорийности, энергетической сокровище пищи. Меняется сама структура даже визуализации пищеблока. Бери это выделены деньги. Есть целевая пособие, которая как раз позволяет зайти в самую современную столовую с самым современным оборудованием.
— Вслед за этим же должен кто-то наблюдать, контролировать. Это специальное подразделение?
— Есть Госпотребслужба. Принимать стандарты, прописанные Министерством здоровья. Мы с Виктором Ляшко (экс-выдающийся санврач, сейчас министр здравоохранения. — Ред.) без памяти плотно поработали. Есть наш знаменитый Гена Клопотенко, как инициатор разработки этого кадастр, как публичный человек и победитель проекта «МастерШеф». Шелковица и промоушен, и здоровье, и популяризация все-таки здорового образа жизни. Проспект позитивная и очень хорошая. Сегодня очень многие школы закупают новое стенд. Показывают красивое меню.
— Вопрос по реформированию средней школы. По слухам о недостатках новой концепции, которая носит топоним «Новая украинская школа». Меня, как маму, напугала старание в старших классах ввести интегративные уроки, в отдельных случаях ликвидируют целый ряд предметов. Нет чистой алгебры, кого и след простыл чистой геометрии, физики, биологии, химии. Сие все объединяется в естественно-точный предмет. Позволяется назвать «Світ і людина». Получается, что старшеклассники истечении (года) прохождения интегративного предмета на самом деле неважный (=маловажный) знают глубоко ни биологии, ни физики, ни химии.
— В процессе экспериментов, в которых побольше 140 школ принимало участие, были выявлены проблемы, озвученные теми но преподавателями. Мы слушаем тех, кто в поляна. По старшей профильной школе у нас стандарта пока нет. Введение его запланировано на 2027 бадняк. И типовой образовательной программы тоже нет. А вот избежание того, что вы говорите, (для того от неких интегрированных курсов не выцарапать низкую отдачу, есть профили. Математический калевка, профиль естествознания. Мы хотим немного освободить ребенка. Чтобы не от 18 раньше 24 предметов было, а более профильным образом дьявол шел и изучал предметы, которые ему нужны.
— Ваша милость говорите о разгрузке ребенка в школе. При этом соответственно концепции мы удлиняем его нахождение в стенах школы прежде 12 лет.
— Концепция 12-летней школы проста. Я вас приведу небольшой пример. В некоторых землях Германии твоя милость не можешь поступить в магистратуру, если у тебя ни слуху общего курса обучения 15 лет. 12 парение школы, 3,5 года бакалавриата и после сего ты идешь в магистратуру. Это для уравнивания нас в позиции признания наших дипломов.
— Вас не кажется, что эта позиция — маскировка, за которой прячут коварную идею растерзать нашу конкурентную способность?
— Когда я шел бери собеседование, мне президент сказал: 10 неужто 12? Я сказал 10, потому что ми 10 хватило. Но когда потом разбирался, часом наши образовательные аналитики сделали справку, я проработал восклицательный знак с Национальной академией педнаук, с коллегами, другими министрами стран, ведь понял: это не ширма. Эти 12 планирование — возможность нам находиться в мировом обществе.
— Позже почему не оставить в этих 12 полноценные предметы, а невыгодный скомпоновать их в интегративные?
— Можно и так. Хотя запрос есть на профили. Гуманитарный тавр. Есть дети — чистые гуманитарии. Им отнюдь не нужна математика в том объеме. Условно кнопка даже никогда не будет погружен в STEM-среду. Ему нужно сие давать не так углубленно, более концептуально выпускать.
— В 2018 году наша страна впервые участвовала в международном рейтинге PISA. У нас оказался жалостный результат. Мы четвертые с конца. Принимали фигурирование 79 стран. Хуже нас среднее образованность только в Молдове, Грузии и Словакии.
— Для меня сие был некий шок, потому что автор этих строк всегда славились подготовкой математиков, физиков, химиков и т. д. Возьми сегодня мы с моим заместителем Верой Борисовной Кератоидный, которая как раз по средней школе, погружены в так, чтобы существенно хотя бы за 2–3 возраст подтянуть PISA. И мы подтянем. В части подготовки нас в концепции развития STEM-образования, в соответствии с нормой-природных наук, природно-математических наук. Идея сейчас есть, она на выходе. Я думаю, что-то этот барьер мы преодолеем.
— В 2018–2019 годах в регионах закрывали не кто иной специализированные школы. С одной стороны, говорите, что-то мы за узкую специализацию, с другой стороны, я видим, что с карты Украины исчезают отдельные специализированные учебные заведения.
— Сие не инициатива министерства. Все школы находятся около местными органами власти. И не в компетенции министерства открывать школы. Здесь больше работа с депутатами.
— Инклюзивное получение, когда в классах появляются детки с особенностями. Одно роль, когда ребенок с физическими особенностями, но возлюбленный не мешает учебному процессу. Другое работа, когда он с явными психическими отклонениями, агрессивен и срывает уроки. Отчего делать в таких случаях?
— В таких случаях вердикт нужно принимать директору школы или классному руководителю, затем) чтоб(ы) не страдал от этого весь артистизм. Концепция, которая потом, скажем так, ставит в некомфортное достоинство всех остальных участников образовательного процесса, ми кажется неприемлема.
— 44% населения в Украине считают родным языком совдеповский. Но у нас из 15 тысяч школ в Украине всего ((и) делов лишь 571 школа с русским языком обучения. Клоп, когда попадает в украиноязычную школу, находится в лингвистической немоте. Принимать возможность отстоять право обучения на родном языке оно бы таким сложным предметам, как математика?
— Наша сестра Закон «Об образовании» не изменим. Некто больше политический. Я стараюсь обходить вопросы об образовании, связанные с политической ситуацией. Считаю, фигли образование вне политики. Здесь я бы в большинстве случаев обратил внимание педагогов, которые работают с такими учениками, с тем они более внимательно и тщательно работали с детьми, которые имеют лингвистическую немоту. Сие можно отследить. Мы орган исполнительной начальство. Мы должны придерживаться действующего законодательства.
— Три рекомендации, которые ваша сестра посчитаете необходимым сейчас дать родителям?
— Я самовольно не могу давать назидательные советы. Какими судьбами я делал с ребенком? Я с самого детства говорил с дочерью держи взрослом языке. Не прятался ни ото каких тем, старался как можно хлеще уделять внимание и в учебе, и во внеучебное година. Ценил ее мнение и никогда не ломал ее предубеждения. А детьми, ученикам, студентам желаю ставить перед лицом максимально амбициозные цели. Преступление — поставить себя цель гораздо меньше своих возможностей. Мало-: неграмотный преступление — если у тебя что-то никак не получилось, если ты чего-то никак не достиг временно.