фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
Урoвeнь экoнoмичeскoй aктивнoсти грaждaн дo 40 лeт к 2030 гoду руxнeт нa 25%, что станет настоящим шоком для российской экономики, сказал в ходе прошедшего в Москве финансового форума директор центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон. «Если демографические прогнозы Росстата перевести на язык занятости, то мы получим, что общая занятость сократится к 2030 году примерно на 8%, то есть на 6 млн человек, — резюмировал он. — Если в предыдущий период молодых людей на рынке труда становилось больше, то к 2030 году доля занятых в возрасте до 40 лет сократится на 25% по сравнению с 2015 годом. Мне кажется это очень большим шоком для экономики».
Перспектива, мягко говоря, ужасающая: ни о каком экономическом росте при подобном кадровом голоде не стоит и мечтать. А посему главной целью власть имущих на последующие годы становится восполнение нехватки трудовых резервов. Решить столь непростую задачу планируется путем вовлечения в трудовую активность новоиспеченных мамаш, которые, между прочим, работают над практической реализацией другой установки — ростом национального генофонда. Как-никак сам глава государства заявил о существенном снижении рождаемости в России.
«Вопрос демографии — важнейший, определяющий развитие страны на десятилетия вперед, — подчеркнул в июне на совещании по экономическим вопросам в Кремле президент Путин. — Мы должны и будем проводить здесь активную политику, предусмотрев для этого необходимые ресурсы».
Впредь женщинам подлежит функционировать в режиме многозадачности, а не сидеть в позе «Мыслителя» Родена, выбирая одно из двух: рожать или работать. Выбора у наших милых дам нет — придется делать и то, и другое. Но, как известно, взявшись за много дел одновременно, высок риск не преуспеть ни в одном.
Словом, вовсе не случайно в ходе недавнего Восточного экономического форума министр экономического развития РФ Максим Орешкин принял участие в сессии «Усиление роли женщин в России для экономического роста и развития», где заявил, что значение женщин в экономике неуклонно увеличивается. Однако существует один «тормоз», в виде ухода представительниц слабого пола в декрет, который снижает возможности для их успешного продвижения по служебной лестнице. «Траектория карьеры на 15–20% оказывается ниже как раз из-за потерянного времени, из-за неспособности прогрессировать в тот момент, когда для этого есть возможность», — посетовал министр. В переводе с чиновничьего языка служитель народа столь высокого ранга назвал декретный отпуск потерей времени. То ли важнейший вопрос демографии уходит на второй план, то ли рожать придется, не отходя от рабочего станка, — неясно.
Согласно данным Росстата на 1 января 2016 года, около 78,6 млн человек, 54% от населения России, — это женщины. Более 35 млн трудятся во благо российского бюджета и экономики. Из общего числа работающих дам 13,8% трудятся в сфере транспорта и связи, 13,2% — в сфере торговли, бытового обслуживания и общественного питания. В политике женщин меньше, но и там они есть. В Госдуме 16% от 450 депутатов — представительницы слабого пола, 72 человека. Впрочем, в правительстве подумывают дать женщинам 30% мест в Государственной думе к 2022 году. 17,6% женщин, а именно 30, работает в Совфеде. А вот высшие чины в правительстве занимают лишь пять дам. Почему? Все просто. «Твое место у плиты, женщина!» — такого мнения придерживается преобладающая часть мужского населения страны.
«Я не женщина, у меня не бывает плохих дней. Я не хочу никого оскорбить. Это просто в природе вещей. Существуют определенные естественные циклы» — это цитата Владимира Путина из интервью Оливеру Стоуну. Неравная оплата за равный труд мужчин и женщин в нашей стране доказана статистически, и проблема гендерного неравенства — не миф, подчеркивают эксперты.
Впрочем, наших правителей не будет волновать, почему одновременно не получилось и детей родить, и экономику с колен поднять. Так, может, пора расставить приоритеты?