фoтo: Влaдимир Чистякoв
— Сeгoдня днeм нe стaлo Вeры. Мнe пoзвoнил ee муж Кирилл. Я и сaмa тoлкoм нe знaю, чeм всe это вызвано. Она ездила в Германию на лечение. Но, как правило, лечат от одного, а уходят из жизни совсем от других болезней. Вера — мужественный человек, и ее болезнь не была предметом наших разговоров. Это было табу для нее. Это и для родственников неожиданно. Если Вера еще слышит, то она крайне удивлена тем, что случилось.
— Она была честным человеком. Начинала как актриса, и я не раз наблюдала, как ее любят зрители. Мы иногда спорили, потому что Вера постоянно боролась с несправедливостью, даже если ее это непосредственно не касалось. Она выступала за сквер у Белорусского вокзала, против сноса какого-то строения около Тверской. И люди к ней часто обращались, зная, какой она активный человек, зная ее принципы, которым оставалась верна. Прожить честно в кино — это не у всех получается.
— У нас с Верой осталась незаконченная картина «Глиняная яма». Мы сняли российскую часть, надо было еще досъемку делать. Мы с Верой до последней секунды обсуждали картину, думали про съемки в Казахстане…
В основе «Глиняной ямы» пьеса Ольги Погодиной-Кузьминой о жизни в провинции. Это история о матери и двух дочерях. У старшей, Галины, умер пьяница-муж, и теперь она одна растит сыновей. У нее появляется возлюбленный — выходец из Средней Азии. Младшая сестра Милка живет в большом городе и приезжает к родным на новогодние дни. Мать не в восторге от выбора Гали, а вот вторая сестра попытается отбить ухажера.
фото: Лилия Шарловская
А последней законченной картиной Веры стали «Две женщины» по тургеневскому «Месяцу в деревне», где Ракитина сыграл выдающийся британский актер Рэйф Файнс. Когда-то киношный люд посмеивался, узнав, что Вера мечтает его пригласить. Мало кто верил, что такое возможно. Павел Лунгин хотел пригласить Файнса на роль Германна в «Пиковую даму», но не случилось. Чиновники тоже не спешили поддержать проект. Наверное, рассуждали так: муж у Веры обеспеченный (бизнесмен Кирилл Шубский. — Авт.), все финансовые проблемы как-то решатся. В общем, с финансированием была труба. Но все решил случай. Познакомились Вера и Рэйф Файнс в Иванове на фестивале «Зеркало». Она каким-то ей одной известным способом увлекла его своей идеей, вырвала из жесткого графика, расписанного на годы вперед. А потом откладывала съемки, ждала. Зачем ей понадобился именно он? Искала инопланетянина, для которого еще что-то значили понятия о добре и чести. Для самой Веры они были непреложны. А потом началась удивительная жизнь в компании Файнса. Он большой любитель и знаток русской культуры, выучил русский язык. Вера наняла ему преподавателя, и Рэйф по восемь часов с ним занимался.
«Две женщины» снимались в усадьбе Михаила Глинки под Смоленском. А до этого Вера объездила не одну усадьбу по России, все искала то, что нужно. Когда мы вместе были в Вологде, на теперь уже несуществующем фестивале молодого европейского кино, поехали вместе в усадьбу под Вологдой. Место было изумительное. Несмотря на выходной день, узнав, что едет Вера Глаголева, вышли сотрудники музея и показали все свои богатства. Мы обошли старый двухэтажный дом, гуляли в парке, переходящем в лес, спускались в овраг по деревянным ступеням. Рядом была церковь, которую тоже для нас открыли. А уже через несколько недель Вера, не раз приезжавшая на фестиваль «Золотой Феникс» в Смоленск, нашла более подходящее место для съемок.
Жаль, что не запечатлен сам процесс съемок, когда Рэйф Файнс жил в деревянном русском доме, ел борщ, картошку, селедку. И очень хотел сам говорить за своего героя. И Вере надо было набраться сил, чтобы сказать ему о том, что это невозможно. «Было бы странно, если бы мы превратили Ракитина в англичанина. Не мог он говорить с акцентом, даже если исходить из того, что он долго жил за границей. Но на площадке Рэйф играл Ракитина на русском языке, понимал его душу. Я удивлялась тому, как англичанин прочувствовал русского человека. Когда он произносил какие-то фразы без акцента, мы как дети радовались», — рассказала тогда «МК» Вера Глаголева.
Веру часто поругивали за ее режиссерские работы. Она, конечно, расстраивалась. Да и вообще была ранимой, переживала по поводу любого грубого слова, хотя виду не показывала. Военную драму «Одна война» Глаголева снимала на Валааме, и, пожалуй, это лучшая ее работа. Она и отмечена на многих фестивалях по всему миру. Помню, сколько радости было, когда наше жюри фестиваля «Золотой Минбар» в Казани присудило ей Гран-при. С «Двумя женщинами» Вера тоже поездила по миру, была даже в Коста-Рике.
Коллеги Виктор Проскурин, Валерий Гаркалин о Глаголевой: удивительная чистая, звездная
Как-то мы разговаривали с Верой Витальевной накануне юбилея «МК», и тогда она сказала: «Ваш главный редактор — человек с открытой и честной позицией. Читаю замечательного Александра Минкина, который всегда пытается докопаться до сути вещей, сказать правду о том, что происходит, хотя, наверное, не всегда это бывает легко. Мне важно получать достоверную информацию, а лучшие статьи ваших авторов как раз и доносят до нас, читателей, объективное отражение реальности. Поменьше криминальной хроники, хотя жизнь все время подкидывает подобные сюжеты, и побольше внимания к искусству, которое способно спасти в самые трудные времена». Думается, это был совет не столько газете, сколько всему нашему измученному обществу. Жаль, что мудрые высказывания зачастую обретают вес и смысл уже после смерти их авторов.
«МК» выражает искренние соболезнования родным и близким Веры Глаголевой.
Смотрите фоторепортаж по теме:
«Сошедшая с небес» Вера Глаголева: мать, актриса, режиссер
18 фото