Eсли зaявлeниe Ionic Materials oкaжeтся прaвдoй, тo тaкиe aккумулятoры смoгут зaмeнить дoрoгиe и oпaсныe литий-иoнныe аккумуляторы. Это смартфоны, электромобили, хранилища энергии для солнечных и ветровых электростанций и многие другие сферы. Ionic Materials позиционирует своё изобретение именно как альтернативу Li-Ion.
По заявлению компании, новые полимерные литий-металлические аккумуляторы:
- безопаснее;
- долговечнее (в смысле большей энергетической плотности на единицу масса и объёма);
- экономически эффективнее (более простой и дешёвый непрерывный производственный процесс, похожий на производство пластиковой упаковки).
Официальная презентация аккумуляторов Ionic Materials состоится на конференции в честь 35-летия Rocky Mountain Institute, а пока что о них известно немногое. На сайте в разделе «Технология» указаны следующие характеристики аккумуляторов:
- электропроводность до 1,3 миллисименсов на см при комнатной температуре;
- число переноса ионов лития 0,7;
- высокое напряжение (5 В).
Газета The New York Times опубликовала статью о компании и этих революционных аккумуляторах, которые в статье почему-то называются «алкалиновыми» (щелочными). В то же время на сайте компании неоднократно подчёркивается, что аккумуляторы сделаны на основе твёрдого полимера.
Тем не менее, статья имеет ценность: журналист The New York Times поговорили с основателем и исполнительным директором компании — учёным Майком Циммерманом.
Майк Циммерман, основатель и исполнительный директор Ionic Materials, в своей лаборатории в Вобурне, Массачусетс, вбивает гвозди в аккумуляторы. Фото: Tony Luong / The New York Times
На данный момент инвестором стартапа является Уильям Джой (William Joy), известный компьютерный дизайнер из Кремниевой долины. В сентябре 2016 года фирма получила грант Advanced Research Projects Agency-Energy (ARPA-E) на сумму $3 млн от Министерства энергетики США на разработку.
Как сообщается, Ionic Materials уже изготовила прототипы полимерных аккумуляторов, которые выдерживают «до 400 циклов заряда-разряда». Компания работает над тем, чтобы увеличить этот показатель втрое.
Циммерман сказал, что поначалу аккумуляторы будут тяжелее, чем литий-ионные, но зато с большей энергетической плотностью. В новом полимере нет кобальта, который применяется в традиционных аккумуляторах Li-Ion. Полимер сделан из алюминия и других распространённых материалов.
Разработка нового полимера заняла четыре года, а первые демонстрации компания Ionic Materials начала ещё в прошлом году. Например, в декабре сам Циммерман провёл демонстрацию, вбивая топором толстые гвозди в прототип.
Фото: Tony Luong / The New York Times
Особенно большой потенциал у полимерных аккумуляторов видится в электромобилях. Неудивительно, что технологию Ionic Materials обсуждают на форумах Tesla. Подозрительный топикстартер спрашивает, что Илон Маск думает о «самой инновационной технологии аккумуляторов будущего»? В этих аккумуляторах используется устойчивый к возгоранию полимер вместо традиционного электролита. То есть в автомобиле в принципе невозможно взрыв или возгорание аккумуляторов, что с машинами Tesla уже случалось. К тому же, эти батареи могут удвоить ёмкость аккумуляторов в автомобилях Tesla за счёт удвоенной энергетической плотности, то есть электромобили смогут проезжать много сотен километров от одной зарядки. Почему бы Tesla Motors не инвестировать в эту фирму.
На форуме пока скептически относятся к технологии. Уж слишком хорошо она звучит в рекламных заявлениях на официальном сайте. Возникает вопрос: в чём подвох? У каждой технологии есть не только преимущества, но и недостатки, а здесь недостатки как будто отсутствуют.
Другое дело, если бы Ionic Materials прислали реальный образец своего аккумулятора для тестирования в автомобиле, вот тогда другое дело, можно было бы подумать об инвестициях и потенциале будущего использования этой замечательной технологии. Если она действительно реальна. Но пока что полимерные аккумуляторы Ionic Materials выглядят уж слишком неправдоподобно. Ещё одна волшебная технология, которая якобы решает все проблемы.
Даже если аккумуляторы действительно изобретены, наверное, в них найдётся какой-нибудь недостаток: или они будут очень дороги, или иметь мало циклов заряда/разряда, или что-нибудь ещё.