фoтo: ru.wikipedia.org
Пoслe Пeрвoй мирoвoй вoйны гeнeрaл Эриx Людeндoрф, кoтoрый рукoвoдил всeми oпeрaциями нeмeцкoй aрмии нa Вoстoчнoм фрoнтe, утвeрждaл, чтo Лeнин и Трoцкий — тaйныe aгeнты прaвитeльствa Германии. Если Людендорф писал это всерьез, значит, немецкие разведчики надули своего генерала, уверяя, что им удалось заагентурить большевиков. Цену себе набивали! Теперь уже известно, что успехи немецких разведчиков на Восточном фронте были очень скромными.
Конечно, революция в России облегчила положение немецкой армии, которая смогла перебросить некоторые части на Западный фронт. Но Ленин требовал прекратить войну не ради немецких денег, а потому что солдаты не хотели воевать!
В острой политической борьбе семнадцатого года обвинение в работе на немцев было самым надежным. Именно так противники большевиков пытались с ними покончить. В июле 1917 года газеты только и писали, что о работе Ленина на врага.
«Показывали фильм о том, что в России произошла революция, но революции угрожает опасность со стороны Германии, которая засылает своих агентов, и самый опасный из них выступает в Петрограде, — вспоминал современник. — Фамилия Ленина в фильме не произносилась, но актер был на него похож и произносил большевистские речи. Картина была интересная, актеры прекрасно играли. Она шла очень долго, все о ней говорили».
22 июля опубликовали постановление прокурора Петроградской судебной палаты о привлечении Ленина и его соратников к суду:
«Следствием добыты данные, которые доказывают, что в России имеется большая организация шпионажа в пользу Германии… В данных предварительного следствия имеются прямые указания на Ленина как германского агента… Владимир Ульянов (Ленин) и другие обвиняются в том, что по предварительному между собой и другими лицами уговору, в целях способствования находящимся в войне с Россией государствам, вошли с агентами названных государств в соглашение содействовать дезорганизации русской армии и тыла».
ПОКАЗАНИЯ ПРАПОРЩИКА ЕРМОЛЕНКО
Временная комиссия назначила следственную комиссию. Она работала с июля по октябрь. Допросили две сотни человек. Главное основание для обвинений против большевиков — показания прапорщика Ермоленко.
Прапорщик 16-го Сибирского стрелкового полка Дмитрий Ермоленко попал в немецкий плен в ноябре 1914 года. Согласился работать на немцев и был отпущен. Его задержали в мае 1917 года. На допросах он рассказал, что обещал немцам добиться сепаратного мира с Германией и отделения Украины. Дали ему полторы тысячи рублей. Скромная сумма для такой масштабной задачи. Прапорщик утверждал, что два германских офицера сказали ему: «Ленин послан в Россию с той же целью, работать будете вместе».
Профессиональные контрразведчики ему не поверили. Ермоленко был контужен еще в Русско-японскую войну и производил впечатление психически нездорового человека. Начальник контрразведки Петроградского военного округа Борис Никитин писал: «Я увидел до смерти перепуганного человека, который умолял его спрятать и отпустить. Я его отпустил. Пробыв в Петрограде не больше суток, он уехал в Сибирь».
Немецкий посланник в Копенгагене Ульрих Брокдорф-Ранцау (будущий министр иностранных дел Германии) отправил в Берлин шифртелеграмму: служат ли в генеральном штабе офицеры, которые рассказали прапорщику Ермоленко, что Ленин — немецкий шпион? МИД секретно информировал своего посланника, что все это выдумка.
«Ленин и его группа сейчас очень богаты, — удивлялся помощник Керенского и известный социолог Питирим Сорокин, — количество большевистских газет, памфлетов, прокламаций значительно возросло… Откуда деньги — вот в чем вопрос».
Финансовые отчеты партии большевиков сохранились. Летом семнадцатого следователи Временного правительства их тщательно проверяли. Большевики пополняли кассу с помощью займов и пожертвований. В Союзе трактирщиков заняли двадцать тысяч рублей и возобновили выпуск «Правды». 25 октября в кассе большевиков останется всего восемь тысяч рублей…
Но Временное правительство сообщило, что большевики получают немецкие деньги через экспортно-импортную компанию печально знаменитого Парвуса: «Доверенные лица германского генштаба в Стокгольме: Парвус и большевик Ганецкий. В Петрограде — большевик Козловский. Он главный получатель немецких денег, переводимых из Берлина через Стокгольм».
Имена известные. Парвус — псевдоним Израиля Гельфанда, который был когда-то революционером, а в Первую мировую сотрудничал с германским генштабом. Яков Ганецкий — кандидат в члены ЦК партии большевиков. Мечислав Козловский — член исполкома Петроградского Совета… Противники большевиков торжествовали: наконец-то стало ясно, как немецкие деньги попадают к Ленину! Но анализ телеграмм, проведенный современными историками, доказывает: это чисто коммерческая переписка.
«Русских граждан в Копенгагене очень много, — вспоминал видный большевик Александр Шляпников, будущий член ЦК и нарком. — Съехались все спекулянты, все мародеры и богачи военного времени. Спекулировали главным образом предметами питания и немецкими фабрикатами (краски, лекарства, канцелярские принадлежности и т.п.). Социалисты также не отставали. Так, немецкий социалист, известный в свое время в России, Парвус уже нажил не один миллион и начал жертвовать и учреждать полезные предприятия».
В революционных делах Парвус не преуспел, зато занялся бизнесом. Он нанял сидевшего без денег большевика Ганецкого. Компания экспортировала в Россию продовольствие, медикаменты, термометры, шприцы, дамское белье и даже карандаши. Юрист Козловский представлял интересы компании в Петрограде.
Французские контрразведчики заинтересовались телеграфной перепиской стокгольмской компании Парвуса с Петроградом. Читая телеграммы, французские контрразведчики решили, что они написаны шифром: слишком много цифр. Поделились с русскими коллегами своими подозрениями: речь идет о тайном финансировании немцами партии большевиков.
Анализ телеграмм и банковских счетов подтверждает: деньги шли. Но не из Берлина большевикам, а в обратном направлении — из Петрограда в Стокгольм! Это была плата за товары, которые Парвус и Ганецкий поставляли в Россию.
«ДОКУМЕНТЫ СИССОНА»
На шпиономании, охватившей Россию, неплохо зарабатывали. Самой успешной с коммерческой точки зрения сделкой оказалась продажа американцам коллекции фальшивок, которая вошла в историю как «документы Сиссона».
Эдгар Сиссон прибыл в Россию в 1917 году. Он представлял Комитет общественной информации и должен был пропагандировать политику президента США Вудро Вильсона. Сиссон заплатил двадцать пять тысяч долларов (большие по тем временам деньги) за «документы» о сотрудничестве большевиков с немцами. Сначала эти бумаги принесли в Петрограде британскому дипломату Роберту Брюсу Локкарту. Неплохо разбиравшийся в российских делах, он сразу увидел: фальшивка. А не знавший русского языка Эдгар Сиссон принес всю пачку американскому послу Дэвиду Фрэнсису. Тот сообщил в Вашингтон: «Только что узнал из заслуживающего доверия источника, что правительство в Смольном находится под абсолютным контролем германского генерального штаба».
Четыре дня подряд материалы шифром передавались в Вашингтон. Когда их расшифровали, отнесли государственному секретарю США Роберту Лансингу. Американские политики решили: Ленина и Троцкого немцы купили.
Известный историк профессор Виталий Старцев, проделав огромную работу, установил, что так называемые «документы Сиссона» сочинил умелый беллетрист Фердинанд Антоний Оссендовский. Потом он уехал в родную Польшу. А напарник — бывший эсер Евгений Семенов — предлагал его продукцию иностранным дипломатам. Польстились американцы, самые богатые и самые несведущие в российских делах.
Евгений Семенов в эмиграции уверял, что получал документы от человека, работавшего в Смольном. Он опубликовал в 1921 году серию статей в газете «Последние новости», издававшейся в Париже:
«Наши друзья в Смольном заметили, в каких ящиках находились интересные для нас документы, и сообщили оберегавшим ящики матросам, что именно в этих ящиках спрятано перевозимое в Москву золото! Конечно, в ту же ночь большинство ящиков оказалось взломанными и затем кое-как закрытыми. Наши друзья не преминули этим воспользоваться и достали из ящиков несколько оригинальных документов».
Вся эта драматическая история — липа. «Документы Сиссона» только кажутся подлинными: бланки, печати, подписи, номера исходящих и входящих бумаг… Автор перестарался — он придумал не только содержание писем, но и служебные бланки никогда не существовавших в Германии ведомств и разведывательных служб. И немецкие, и русские «документы» напечатаны на одних и тех же пишущих машинках.
«Забавно, — отмечает профессор Старцев, — что после перестройки эти материалы попали в Россию и были приняты за чистую монету». К этому времени профессиональные историки уже пришли к выводу, что это фальшивка.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ:
Революция многим казалась увлекательным и волнующим приключением. Они не сознавали трагизма происходящего и своей ответственности
Начало в номерах «МК» от 19 декабря, 9 января, далее — в каждый понедельник, а также 28 апреля, 5 мая, 9 июня