Лeoнид Кoлoсoвский (спрaвa) и Пoтaп крeaтивят. Фoтo: прeсс-службa Лeoнидa Кoлoсoвскoгo
Кстaти, клип Кoлoсoвскoгo нa пeсню-xит Билaнa «В твoeй гoлoвe» стaл лучшим видeo гoдa пo вeрсии «МузТВ», a нa мaртoвскoй цeрeмoнии ZD AWARDS «Звукoвoй Дoрoжки» «МК» в aнaлoгичнoй нoминaции пoбeдилa eщe oднa рaбoтa этoгo клипмeйкeрa — «Нaвeрнoпoтoмучтo». В этoм гoду Лeoнидa признaли лучшим клипмейкером и на премии М1 Music Awards в Украине. Однако на уже собранном внушительном букете наград режиссер, судя по всему, не собирается останавливаться. Впрочем, он признается, что никогда не задумывается, сколько лайков в Интернете соберет та или иная работа, а предпочитает концентрироваться на процессе…
— Леонид, расскажите, как вы перешли от своей артистической деятельности к клипмейкерской?
— Эти виды деятельности, я бы даже сказал, образы жизни тесно взаимосвязаны и не исключают друг друга. Их объединяет музыка. Когда я сам занимался ею, писал и исполнял песни, — всегда представлял, как бы я снимал, мыслил образами. До 2008 года я активно занимался артистической карьерой, а когда наступил кризис, решил временно подработать, пока не наладятся дела, и устроился к своим друзьям в продакшн, став администратором съемочного процесса. Как оказалось (это не первый случай в истории), нет ничего более постоянного, чем временное. Постепенно я втянулся. Это, конечно, волшебный мир. «Кто в этот мир попал, навеки счастлив стал», как пели в известном мультике «Фильм, фильм, фильм». Уже было тяжело от этого отказаться. Впоследствии я стал продюсировать видео, но творческое начало взяло свое: постепенно из продюсера я превратился в режиссера.
— То есть было ощущение, что вы нашли свою нишу, то, чем по-настоящему хочется заниматься?
— Творческим людям часто интересны разные направления искусства. Параллельно с клипмейкингом я продолжаю писать музыку, заниматься ею. Сейчас я воспринимаю это скорее как хобби, тем не менее процесс продолжается, и у меня еще есть планы показать миру, на что я способен. Могу сказать, что я нашел себя в творчестве в принципе. Будет ли это в будущем клипмейкерство, или кино, или постановка шоу, или музыкальная карьера, еще неизвестно. Жизнь — это не результат, это путь.
— Как формировался круг артистов, с которыми вы работаете?
— В 2011 году вместе с Потапом и Ириной Горовой мы создали видеостудию. Изначально там было два проекта — Потап и Настя и «Время и Стекло», впоследствии их количество стало увеличиваться. Свою работу мы всегда делали качественно, креативно. То, что получалось, отличалось от того, к чему привык зритель на музыкальных каналах. К нам стали часто обращаться именно за креативом. Нестандартность, свежесть мышления привлекают артистов, которые к нам приходят.
— Как человек творческий, имеющий свои вкусы и музыкальное видение, вы не можете одинаково относиться ко всем, с кем работаете, но как профессионал всегда должны вкладываться полностью. Как удается найти баланс и общий язык с теми, чье творчество вам не близко, например?
— Конечно, сложные моменты бывают. Если человек говорит «мне нравится все, что я делаю», он точно лукавит. У меня такой подход: если я не могу найти для себя какие-то плюсы в музыкальном материале, если он мне лично не нравится, я пытаюсь влюбиться либо в саму песню, либо в артиста, почувствовать его харизму. Это уже вдохновляет на работу. Мое творчество в данном случае вторично. Сначала рождается композиция, а уже потом видеоряд. Только от меня зависит, каким я его увижу, как я покажу всему миру того или иного героя и проиллюстрирую конкретное произведение. Зачастую, кстати, музыканты обращаются к нам, чтобы мы переформатировали их, показали по-новому, создали какой-то другой образ.
Съемки клипа группы «Время и Стекло» «Навернопотомучто» — победителя ZD Awards-2016. Фото: пресс-служба Леонида Колосовского
— Но ведь клип — это не всегда просто иллюстрация. В видео «Love & Pride», которое вы сняли для диджеев Smash и Vengerov, например, разворачивается целая история…
— На самом деле у меня был другой сценарий. Тот, который в итоге лег в основу, придумал DJ Smash, но он был очень навороченным, что не укладывалось ни в сроки, ни в бюджет. Мы адаптировали его, и возникла история с волшебными очками, которые переносят персонажей в другой, счастливый и радостный мир. Также мы использовали стилизацию под ретро, что непросто и финансово, и технически. Нужно не только учитывать моду определенного времени, но и передать атмосферу: поведение людей, эмоции, сленг. У 1960-х, 80-х, 90-х они совершенно разные. После работы над этим клипом я стал ценить любые попытки стилизации, с интересом смотрю стилизованное кино и могу в том или ином случае сказать, насколько хорошо потрудились люди, чтобы передать дух эпохи.
— Насколько вы самокритичны?
— Очень. По большому счету мне не нравятся все мои работы. Более того, после каждого релиза мы организуем собрание и обсуждаем слабые места. Всегда найдутся люди, которые тебя похвалят, скажут, какой ты молодец, какое гениальное произведение ты сделал. Это, безусловно, вдохновляет, но нужно видеть свои ошибки, работать над ними, над тем, что мы не учли. В каждом клипе все равно есть какие-то недочеты, которые потом замечаешь. Любая съемка и ее результат — компромисс между тем, что хочется, и тем, что можно сделать. Еще не было ни одного проекта, когда бы все получилось до мелочей так, как было задумано. Где-то погода подвела, где-то люди: человеческий фактор здесь очень важен. На площадке работает большая команда, у каждого своя функция. Это механизм, которым руководит один человек, и он должен работать слаженно, но иногда происходят какие-то сбои — это неизбежно.
— Насколько вы чувствуете себя свободно в работе с артистами? Не давят авторитетом?
— В последнее время этой свободы все больше. Если раньше многие мои коллеги, и я в том числе, жаловались на то, что не получается реализовывать то, что хотелось бы, — есть нюансы, пожелания и так далее, — то сегодня артисты, наоборот, просят создать для них нечто необычное, сделать клип таким, каким ты его видишь. Они отпускают вожжи — и правильно делают: если не сдерживать творческого человека, возможно, появится что-то интересное. Я думаю, это связано с активным развитием интернет-ресурсов, где появляется уже большое количество публики, адекватно оценивающей то, что происходит. Телевидение уже перестало диктовать моду, поэтому нужно творить, стараться создавать что-то по-настоящему новое, непохожее на то, что было, раздвигая любые рамки. Таких произведений, к счастью, появляется все больше.
— Вы говорите о позитивных моментах. А что хотелось бы изменить?
— Нужно менять сам музыкальный контент. Время стремительно идет вперед, есть мода, которая постоянно меняется. Если есть хорошая песня, значит, и клип получится интересным, качественным, если нет — что бы мы ни выдумывали, людям не понравится композиция и просто возникнет диссонанс. Представьте себе: если мы возьмем исполнителя шансона, например, и напишем ему креативный хипстерский сценарий клипа, то публика артиста этого не поймет, хотя картинка будет модной, сделанной в ногу со временем. Должно быть соответствие, и в первую очередь нужно менять саму музыку, а все остальное приложится.
— Десятилетиями ведутся разговоры о том, что сцена на постсоветском пространстве развивается медленнее, чем западная, и заимствует оттуда многие элементы. Как вам кажется, сегодня украинская, российская сцены становятся более самобытными?
— Нет, мы продолжаем копировать зарубежную сцену, пусть и по-своему. Конечно, и в Украине, и в России очень много творческих людей, пытающихся придумать что-то новое, но все мы учимся у представителей западной индустрии — это касается и музыки, и клипмейкерства. Они объективно идут впереди нас, у них правда есть чему поучиться. Этого не стоит стесняться, просто нужно принять как данность. Глупо отрицать, например, что Голливуд — это лидер киноиндустрии, задающий тренды, новшества, самую крутую графику. Нужно заимствовать технологии, следить за изменениями моды и использовать все это по-своему. Послушайте русский рэп: он совсем не похож на американский, на английский, хотя изначально ребята ориентировались на ту сцену, а в итоге создали, по сути, свое направление. Такие варианты тоже возможны.
— Вы сейчас говорили о новшествах, технологиях, а верите ли вы в DIY-историю (движение «Сделай это сам». — Прим. авт.)? Можно ли сделать хороший клип «на коленке»?
— Да, конечно. Опять-таки все зависит от жанра. Если мы говорим о поп-музыке, там есть свои каноны и законы: картинка должна быть дорогой. Это достигается за счет определенных средств — хорошей камеры, хорошей оптики, специалистов, умеющих работать с определенными материалами, костюмами, гримом. Все это стоит денег. Но, например, для инди-музыканта можно снять замечательный клип на мобильный телефон, и это будет интересно смотреться. Мы все знаем чикагскую группу OK Go. Никто не может напеть ни одной их песни, но все знают их клипы. Один из самых знаменитых снят за 50 долларов, где ребята сделали хореографическую постановку на беговых дорожках. Очень классное видео, которое пересмотрели миллионы. Это была отличная идея, и они продолжили двигаться в том же направлении. Сейчас их клипы уже стали более высокобюджетными, но по-прежнему построены на таком странном креативе.
— После просмотра ваших клипов создается ощущение, что почерк узнаваем. Как он формировался?
— Очень сложно оценивать себя со стороны. Наверное, просто есть жанры, работа в которых мне дается легче, которые мне ближе как клипмейкеру. Я люблю мыслить фотообразами, часто ироничными, хотя при этом мне близка и драма. Зрителю виднее, есть ли в моих работах что-то общее, прослеживается ли в них авторский почерк, потому что я сам этого не замечаю, не задумываюсь об этом. Я думаю о том, какая картинка будет органичной для того или иного исполнителя, именно для этого трека, чтобы он понравился его аудитории. То, что будет в кадре, должно соответствовать ему, а не мне. Но при том, что я признаю вторичность своего творчества, часто происходит так, что именно в сочетании с клипом песня становится хитом. То, какими мы сегодня видим группу «Время и Стекло», например, во многом заслуга клипов.
— Нынешнее время все чаще называют эпохой клипового мышления…
— Это связано с социальной эволюцией. У каждого сегодня есть смартфон с большим цветным экраном, который заменил нам телевизор. Все должно быть иллюстрировано, потому что просто сухой большой текст уже неинтересен. Мы просматриваем картинки в социальных сетях, так проще. Скорость жизни увеличилась, и все больше информации поглощается именно из визуальных образов. Сегодня даже клипы стали смотреть иначе. Раньше была эфирная сетка, все ждали премьер, а сегодня клипы — это уже фон. Я замечаю, как ребята на вечеринках ставят уже не просто треки, а подборки видео из Интернета: играет музыка, а фоном идет картинка. Виджеинг сегодня очень популярен. А вообще, катализатором активного развития клипового мышления стал еще режиссер Дэниел Бойл, сняв фильм «На игле» в 1990-х. Потом стал развиваться клиповый монтаж, который так любит, например, Гай Ричи. Получилось так, что из небольшого направления под названием клипмейкинг определенные инструменты стали использоваться в кинематографе.
— А чем, на ваш взгляд, новое поколение клипмейкеров отличается от старого?
— Интересный вопрос. Наверное, все опять-таки связано с движением моды. Мы меняемся вместе с ней. Впоследствии появятся какие-то новые тренды, придут еще более молодые ребята, а нас будут называть старым поколением клипмейкеров. Я уже замечаю, что подрастает следующее поколение… Если говорить технически, то сегодняшние новшества — это работа без света, работа с ручной камеры, множество съемочных дней, чтобы картинка в кадре чаще менялась, меньше работы с образами, больше с историями. Если раньше было принято, допустим, провести один съемочный день, но постараться сделать все максимально качественно, то сейчас мы упрощаем процесс, организуем несколько съемочных дней и стараемся сделать клипы больше похожими на реальную жизнь.
— Чувствуете ли вы конкуренцию?
— Я всегда отрицал это понятие в режиссуре — точно так же, как и в артистической среде. Каждый музыкант самобытен, а тот, у кого нет своего лица, харизмы, просто не приживается в этой среде. Невозможно сравнивать Спилберга и Скорсезе. У каждого свой почерк, каждый по-своему хорош. При этом они могут нравиться разным зрителям, и однозначных мнений не бывает. Точно так же в клипмейкинге. Сегодня мы с вами встретились на студии клипмейкера Алексея Голубева. Вряд ли, если бы он считал меня своим конкурентом, мы бы здесь сидели и общались. Точно так же, если бы он приехал в Киев, мы организовали бы ему встречу с журналистами в нашем офисе. Естественная ситуация для меня, когда режиссеры уважают и поддерживают друг друга. Я не верю в конкуренцию. Это странно.
— Большинство ваших клипов набирают миллионы просмотров в Сети. Есть ли какие-то секреты создания видеомиллионников?
— Видео должно быть забавным. Эта мысль может показаться поверхностной, но с этим приходится считаться. Иногда такая тенденция приводит к тому, что самыми популярными в Интернете становятся какие-то странные, абсурдные ролики. Рекордсменом стал клип «Имя 505» (группы «Время и Стекло»), который просмотрели около 160 миллионов людей, и эта цифра постоянно растет. Честно говоря, и для нас самих это стало сюрпризом, никто не ожидал. Мы подурачились, а в итоге вся эта история выросла до астрономического количества просмотров. У меня даже есть прозвище Ленчик-миллиончик, потому что все клипы, которые я снимаю, набирают от миллиона и больше просмотров. Возможно, уже работает имя, возможно — креатив, четкое попадание в песню и артиста.