фoтo: pixabay.com
Тeм врeмeнeм, нa прoшeдшeм в Мoсквe кoнгрeссe «Прaвo нa лeкaрствo» прeдстaвили Минздрaвa зaявили o гoтoвнoсть рaзрaбoтaть зaкoн, гарантирующий всем нуждающимся бесплатные лекарства.
— Мы уже три месяца не можем записаться к детскому ортопеду, записи просто нет. Она открывается каждое пятое число нового месяца, но система почти сразу выдает, что места кончились, — рассказала «МК» жительница подмосковного города Ольга.
Медсестра, работающая с эндокринологом в том же городе, поделилась с нами, что даже через внутреннюю систему они не могут записать своих пациентов на бесплатный прием раньше, чем через два месяца. Сами же пациенты записываться к такому специалисту в принципе не имеют права… «У нас в поликлинике анализы на биохимию крови делают 7 рабочих дней, а платно — в тот же день. На ЭКГ можно записаться только через 14 дней. Нам назначили плановую операцию, к которой нужно было собрать массу анализов — пришлось половину делать в платной клинике, иначе не успели бы», — поделилась мама столичной поликлиники Елена.
Медицинские работники согласны с пациентами: доля платных медицинских услуг в поликлиниках и больницах существенно выросла и продолжает расти. Вероятной причиной этого явления сами люди в белых халатах называют кадровый дефицит и низкие тарифы обязательного медицинского страхования (ОМС). Это показал опрос, который провели в апреле 2017 года среди 4,3 тысяч медицинских работников в 84 российских регионах.
В опросе приняли участие 4,3 тысячи респондентов из 84 субъектов Российской Федерации. Почти две трети (62,2%) опрошенных медработников заявили, что в прошлом году доля платных медуслуг, которые оказывают пациентам в государственных лечебных учреждениях, вырос. Такой вывод медработники делали исходя из своего личного ежедневного опыта заполнения медицинской документации, а также общения с пациентами и руководством.
Только 7,5% респондентов отметили, что доля платных медицинских услуг в госорганизациях, оказывающих медицинскую помощь населению, уменьшился. Остальные придерживаются того мнения, что все осталось по-старому — то есть, что платные услуги остались в таком же объеме, как и в предыдущем году.
Как рассказывает директор Фонда, член Центрального штаба Общероссийского народного фронта Эдуард Гаврилов, объем платной медицины в государственном секторе здравоохранения растет из года в год. В прошлом году Фонд тоже проводил опрос — и тогда об аналогичной тенденции в 2015 году заявили 62% медицинских работников. «Чаще всего о росте объема платной медицины говорили врачи и медицинский персонал из Дагестана, Калмыкии, Вологодской, Белгородской и Смоленской областей, Забайкальского края, — продолжает Гаврилов. — Ни в одном из 84 регионов большинство медработников не отметили снижение объема платных медицинских услуг. При этом платность медуслуг, как показал опрос, не влияет на их качество. О более высоком качестве таких услуг в государственных и муниципальных медицинских организациях говорят только 10%. Коммерческие услуги оказывают те же врачи, в тех же кабинетах, на том же оборудовании».
Эксперты сетуют на то, что в нашей стране до сих пор не разработаны стандарты медицинской помощи — а ведь с их помощью можно было бы точно рассчитать, сколько средств нам требуется на лечение пациентов и на здравоохранение в целом. В результате тарифы на оказание медпомощи порой появляются с потолка и сильно различаются в разных регионах. К тому же очень часто они далеки от реальных расходов учреждений здравоохранения, не покрывают их расходов — вот почему врачам приходится как-то выживать, вводя платные услуги и стимулируя пациентов их получать. В рамках прошлогоднего опроса 71% респондентов отметили, что существующие тарифы на медицинские услуги в системе ОМС убыточны для медицинских организаций. Не секрет, что сроки ожидания тех или иных консультаций или исследований на бесплатной основе нередко превышают те, что установлены программой госгарантий. Так, более 60% врачей отметили, что в их государственных лечебных учреждениях никто не соблюдает сроки оказания таких диагностических услуг, как компьютерная томография, магнито-резонансная томография, рентген, маммография и пр. существенно превышают установленные нормативами. Однако наши пациенты часто не спорят (не знают своих прав или попросту не хотят тратить время и нервы) и соглашаются заплатить.
Тем временем, недавно прошедший в Москве V-й Всероссийский конгресс «Право на лекарство» рекомендовал властям соблюдать на практике нормы 41-й статьи Конституции РФ, все еще гарантирующей гражданам нашей страны получение бесплатных медицинских услуг в государственных и муниципальных медучреждениях. Защитники пациентов требуют вообще вывести из этих самых государственных и муниципальных учреждений платные медуслуги с 2021 года, понимая, что сразу этого сделать не получится (законопроект на эту тему уже разработан). Кроме того, пациентские организации призвали считать лекарственное обеспечение частью медицинской помощи, без которой реализовать конституционное право нельзя.
«Право получать помощь по стандартам бесплатно, куда уже включены лекарства, – это конституционное право. За пределами стандартов также можно получить лекарства бесплатно по решению врачебных комиссий», — считает глава Лиги защиты пациентов Александр Саверский. Как ни странно, эту инициативу публично поддержал первый зампред Комитета по охране здоровья Госдумы, депутат Федот Тумусов — он сказал, что готов внести соответствующую законодательную инициативу на рассмотрение парламента. О том, что у пациентов должно быть право на бесплатные лекарства (хотя бы из списка жизненно-важных и необходимых), заявила и директор Департамента лекарственного обеспечения Минздрава Елена Максимкина. По ее подсчетам, для обеспечения ими всех нуждающихся потребуются дополнительные 300 млрд. рублей. По этому поводу ведомство планирует даже разработать закон о лекарственном обеспечении…
Появится ли такой закон в ближайшее время, мы, конечно, увидим. Пока же медики сетуют на то, что бесконечная оптимизация нашего здравоохранения приводит к тому, что медпомощь становится все менее доступной для населения. В то время как работать врачам все сложнее и сложнее…