фoтo: Aлeксeй Мeринoв
Пoгoвoрив с нeмaлым кoличeствoм свoиx турeцкиx знaкoмыx, я убeдился, чтo взгляд этoт в срeднeм нeкoтoрым oбрaзoм oтличaeтся oт нaшиx сoбствeнныx, зaчaстую излишнe критичныx, прeдстaвлeний o сeбe. Прeждe всeгo, бoльшeй дoбрoжeлaтeльнoстью.
Ну, с aлкoгoлeм пoнятнo. «A ктo нe пьeт?» — впoлнe рaзумнo вoпрoшaeм мы, тeм бoлee нa лeтнeм oтдыxe, гдe «всe включeнo» и «ультрa всe включeнo». И тут жe сaми придумывaeм рaзудaлыe aнeкдoты прo зaкaз в номер гостиницы «еще двух мини-баров» и про то, что «в Анталье, оказывается, есть море».
Фольклор этот, переведенный на турецкий язык и пересказанный туркам, их неизменно веселит. Однако, вдоволь насмеявшись, они не преминут сказать, что россияне очень культурный и образованный народ благодаря хорошо поставленной системе начального, среднего и высшего образования, которая не чета турецкой. Если их вовремя не прервать для того, чтобы слегка опустить с небес на землю, то даже те, кто ни разу не был в нашей стране, в качестве веского довода скажут: «Вот в вашем метро все книжки читают». И это невзирая на огромное количество красивых девушек в подвижном составе метрополитена. А в турецком же, мол, все только по сторонам пялятся, впрочем, без столь веских по сравнению с Россией оснований.
В общем, красота российских девушек в мужской половине турецкого населения вызывает неизменный восторг, который легко и непринужденно даже в течение двухнедельного отдыха может быть конвертирован в законный союз двух сердец. Но было бы очень странно, если бы лучшая половина турецкого общества вторила мужской и столь же восторженно реагировала на россиянок, не вставив от себя чисто по-женски пару шпилек.
Вместе с признанием красоты наших девушек (против факта не попрешь) от тех турчанок, кто помоложе и поревнивее, нередко можно услышать заговорщическим тоном произнесенное «зато русские девушки быстро стареют». И бесполезно возражать, что быстрое старение — это все же прерогатива южных народов, в том числе и самих турок. Стареют, и точка… А еще россиянки, мол, в обнимку с деревьями зачем-то фотографируются. Аргумент в соревновании за внимание к себе местных мужчин не слишком, но что поделаешь иногда за неимением лучших-то.
Однако с этой весьма зыбкой почвы ступим на более твердую: по мнению турок, россияне хорошие клиенты, нескупые и при этом не особо умеющие и любящие торговаться. Хотя от себя тут заметим, что в вопросе торга с турками вообще мало кто в мире может соревноваться. И уж точно к их числу нельзя отнести других иностранных посетителей Турции — допустим, тех же европейцев или американцев, которые по сравнению с россиянами еще и поскупее будут.
Так что наш клиент для турецких продавцов просто подарок судьбы. Тем более что сложилась несколько парадоксальная ситуация: с одной стороны, наши соотечественники ездят в Турцию много и с удовольствием, но с другой — доля тех, кто по-настоящему разбирается в турецкой продукции и брендах и при этом еще ориентируется в рыночных ценах, не слишком велика. В этом, думается, немалая заслуга много лет процветающей российско-турецкой челночной торговли, весь бизнес которой строится на том, чтобы купить в Турции что-то подешевле и попроще и продать купленное потом в России как «подлинную Турцию» с наценкой побольше. Настоящая Турция при этом добирается до России значительно реже, и цены на нее в наших магазинах не чета внутритурецким.
Оттого и пестрит российский Интернет никому не известными в Турции названиями брендов с вопросом от россиян, где их можно было бы приобрести. Правильный ответ: «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес — Лалели/Стамбул». С этой «малой Арнаутской», собственно, вся продукция. А заодно и из знаменитого своими подделками известных мировых марок стамбульского Крытого рынка — «Капалы Чарши», который, кстати, сейчас перестраивается с надеждой на рост клиентуры. И оттуда, потратив весьма скромные суммы, особенно по меркам оригиналов, каждый желающий россиянин или россиянка могут выйти «вся в дольче–габбана».
Впрочем, сами турки ничего предосудительного в том, чтобы носить подделку мирового лейбла или душиться поддельным парфюмом, не видят. Оттого рынок и того и другого в стране цветет и пахнет, причем в прямом смысле слова. Ибо турки весьма практичны и рассуждают просто и по-житейски: зачем платить дороже, если почти то же самое можно получить сильно дешевле? И в этом смысле к россиянам относятся с «пониманием».
Кстати, любопытным образом на том, как изначально дорогое сделать подешевле, и построена чисто турецкая придумка с отдыхом по системе «все включено», ставшая одним из символов туристической Турции.
Простая идея о том, что человек не может выпить и съесть больше, чем он физиологически в состоянии, оказалась настолько продуктивна, а турецкий гостиничный менеджмент — столь эффективен, что туриндустрия страны всего за пару десятков лет поднялась на небывалую для себя высоту.
Единственным минусом этой системы является то, что она срабатывает только при наличии полной или почти полной загрузки. Что отрасль и ощутила на себе в период кризиса в российско-турецких отношениях, когда в 2016 году число отдыхающих россиян резко упало и наилучшей альтернативой курортному сезону стали амбарные замки на воротах многих гостиниц. Ну а наихудшей — прямое выставление их на продажу.
Сегодня же вся туристическая Турция буквально живет в предвкушении наступающего летнего сезона и возвращения россиян, после примирения между президентами Путиным и Эрдоганом, на местные курорты. Более того, турки подспудно ждут, что россияне отдохнут не только за себя, но еще и за «того парня». Подразумевая под «парнем» тех многочисленных европейцев и американцев, которые в этом году Турцию, похоже, проигнорируют. «Запад мстит Эрдогану», — сокрушенно говорят турецкие отельеры.
Однако истина заключается в том, что на протяжении ряда лет турки продавали россиянам ту Турцию, которая продавалась легко и без затей. Если одной фразой, то пятизвездочную «олинклюзивную» Турцию средиземноморского побережья с ее главными курортами — Мармарисом, Фетхие, Антальей и Аланьей.
В результате облюбованная более подвижными по сравнению с россиянами американскими и европейскими туристами Турция с ее прибрежными деревнями, бутиковыми гостиницами и пансионами оказалась для россиян попросту «терра инкогнита». И это относится практически ко всему северо-западу и западу страны. Равно как не ассоциируется Турция у большинства россиян с альтернативным отдыхом — активным, медицинским, гастрономическим и проч. Ну не вложилась Турция в тучные туристические годы в их маркетинг на российском рынке — и теперь, после череды политических кризисов, пожинает плоды своего стратегического просчета. Быстро заместить западного туриста по факту оказывается просто некем.
Нужно учитывать привычку наших граждан к отдыху по системе «все включено», которая, будучи упакована в турпакет, оказывается более бюджетным вариантом, чем пансион, а также привычку и вполне понятное желание россиян отдыхать на юге с тем «пятизвездочным» комфортом, которого зачастую так не хватает в повседневной российской жизни. В общем, их желание на двухнедельный период «стать озером и отражать облака», не демонстрируя излишней физической активности за пределами стен гостиницы, ограничиваясь вылазками до моря, столовой, бара — и обратно «в номера».
И помнить про то обстоятельство, что экотуризм, где во главу угла поставлен не комфорт, а общение с природой как таковой, рассчитан на штучного клиента — своего рода ценителя красоты с активной жизненной позицией, которых в России, так уж сложилось, пока несколько меньше, чем на Западе. Так что пока «другая Турция» еще ждет своего открытия гостями из России.